В России ж/д операторов приравняют к ОАО "РЖД"

Главная / Новости / В России ж/д операторов приравняют к ОАО "РЖД"

Пра­витель­ство РФ вер­ну­лось к идее пуб­личнос­ти ус­луг част­ных же­лез­но­дорож­ных ком­па­ний. Как пи­шет рос­сий­ская га­зета "Ком­мерсантЪ", что­бы ре­шить транс­пор­тную проб­ле­му сред­них и мел­ких гру­зо­отп­ра­вите­лей, Ми­нэко­номи­ки пред­ла­га­ет обя­зать круп­ных опе­рато­ров ва­гонов пре­дос­тавлять их лю­бому, кто об­ра­тит­ся с та­кой прось­бой. Это прин­ци­пи­аль­но из­ме­нит пра­вила ра­боты част­ных ком­па­ний на же­лез­но­дорож­ном рын­ке, и они в один го­лос уве­ря­ют, что не го­то­вы к по­доб­ным но­вов­ве­де­ни­ям.

В пят­ни­цу в Рос­желдо­ре сос­то­ялось со­веща­ние по по­воду про­ек­та пос­та­нов­ле­ния пра­витель­ства об ос­но­вах пра­вово­го ре­гули­рова­ния де­ятель­нос­ти же­лез­но­дорож­ных опе­рато­ров. Как расс­ка­зал "Ъ" один из участ­ни­ков со­веща­ния, предс­та­вите­ли Ми­нэко­номи­ки за­яви­ли, что не­об­хо­димо юри­дичес­кое вы­деле­ние опе­рато­ров, вла­де­ющих бо­лее 5 тыс. ва­гонов, что­бы за­тем "ус­та­новить пуб­личность их де­ятель­нос­ти", то есть обя­зать зак­лю­чать до­гово­ры по каж­до­му зап­ро­су на пре­дос­тавле­ние под­вижно­го сос­та­ва под пе­ревоз­ку. По дан­ным агентства "In­fo­line-ана­лити­ка", сей­час на рын­ке ра­бота­ет 35-40 круп­ных ком­па­ний, рас­по­лага­ющих та­ким пар­ком. Сре­ди них "Пер­вая гру­зовая ком­па­ния" Вла­ди­ми­ра Ли­си­на, Glo­balt­rans и "Тран­сойл" Ген­на­дия Тим­чен­ко, "Неф­тет­ранс­сер­вис" брать­ев Ами­но­вых и дру­гие.

Ис­точник "Ъ" в ми­нис­терс­тве подт­вер­дил, что "по­доб­ный ва­ри­ант су­щест­ву­ет" и в бли­жай­шее вре­мя его об­су­дят с предс­та­вите­лями опе­рато­ров. Де­талей по­ка нет, но ло­гика ус­та­нов­ле­ния пуб­личнос­ти де­ятель­нос­ти опе­рато­ров в сле­ду­ющем. Из­на­чаль­но ОАО РЖД (ко­торое в на­чале сво­ей ра­боты име­ло боль­шую до­лю ва­гонов на рын­ке в собс­твен­ности) вы­пол­ня­ло пе­ревоз­ки, то есть пре­дос­тавля­ло ва­гоны и пе­рево­зило их, на ос­но­вании пуб­личной офер­ты. С хо­дом ре­фор­мы же­лез­но­дорож­но­го транс­пор­та ва­гоны вы­деля­лись из сос­та­ва ОАО РЖД, част­ные ин­весто­ры за­купа­ли собс­твен­ные ва­гоны. Сей­час у мо­нопо­лии толь­ко 28% ва­гон­но­го пар­ка Рос­сии, но функ­ции пуб­личнос­ти с нее сня­ты не бы­ли. В ре­зуль­та­те ОАО РЖД не мог­ло вы­пол­нить пос­ту­па­ющие за­яв­ки -- в ос­новном от мел­ких и сред­них гру­зо­отп­ра­вите­лей -- из-за от­сутс­твия ва­гонов. Опе­рато­ры же ра­бота­ют с кем хо­тят и не всег­да го­то­вы пре­дос­тав­лять ва­го­ны. Пред­ло­же­ние Ми­нэ­ко­но­ми­ки долж­но урав­нять в обя­зан­нос­тях ОАО РЖД и опе­ра­то­ров.

По оцен­кам со­бесед­ни­ка "Ъ" в ком­па­нии "Транс­га­рант" (вхо­дит в транс­пор­тную груп­пу Fes­co), сей­час при­мер­но 10-20% конт­рак­тов круп­ных опе­рато­ров при­ходит­ся на мел­ких и сред­них гру­зо­отп­ра­вите­лей. Ос­таль­ное -- сред­несроч­ные и дол­госроч­ные конт­рак­ты с круп­ны­ми про­мыш­ленны­ми ком­па­ни­ями. Впер­вые идея о пуб­личнос­ти ус­луг опе­рато­ров по­яви­лась еще в прош­лом го­ду и бы­ла еди­нодуш­но восп­ри­нята ими в шты­ки. Тог­да даль­ше абс­тракт­ных выс­ка­зыва­ний де­ло не пош­ло, но те­перь пред­ло­же­ния Ми­нэ­ко­но­ми­ки впол­не конк­рет­ны.

Вчера представители частных операторов, опрошенных "Ъ", еще раз подтвердили, что не готовы поддержать эту инициативу. "Одно дело, когда речь идет о публичности в отношении государственной монополии ОАО РЖД, другое -- когда мы приписываем такие функции компаниям, каждая из которых занимает всего несколько процентов рынка",-- говорит собеседник "Ъ" в "Трансгаранте". Источник в группе Rail Garant добавляет, что суть операторского бизнеса заключается в работе с теми клиентами, которые приносят максимальную прибыль. "Ситуация, при которой нас ограничивают в выборе клиентов, будет совсем не рыночной",-- уверен он. Гендиректор агентства "Infoline-аналитика" Михаил Бурмистров отмечает, что в правительстве "существует спрос на решение транспортного вопроса", который стоит остро, и публичность частных операторов как вариант такого решения "может существовать и обсуждаться". Но, уточняет эксперт, чтобы эта схема заработала, нужно дополнительно вводить какое-то ценовое регулирование услуг операторов, а это "отброс реформы отрасли фактически к ее началу".

Источник: trans-port