В Торгово-промышленной палате Российской Федерации прошла конференция на тему: «Опыт развития логистики в Германии и России».

Главная / Новости / В Торгово-промышленной палате Российской Федерации прошла конференция на тему: «Опыт развития логистики в Германии и России».

Ме­роп­ри­ятие бы­ло ор­га­низо­вано ТПП РФ и Вирт­шафтсклуб Русс­ланд сов­мест­но с Минт­ран­сом РФ и Мин­ре­ги­оном РФ при учас­тии Ко­мите­та Гос­ду­мы ФС РФ по транс­пор­ту и Ко­мите­та Со­вета Фе­дера­ции ФС РФ по эко­но­ми­чес­кой по­ли­ти­ке.

От име­ни Па­латы участ­ни­ков кон­фе­рен­ции при­ветс­тво­вал Пре­зидент ТПП РФ Сер­гей Ка­тырин, от­ме­тив­ший уни­каль­ность ны­неш­не­го рос­сий­ско­го-гер­манс­ко­го ме­роп­ри­ятия, зак­лю­ча­ющуюся в том, что впер­вые в сте­нах Па­латы про­водит­ся кон­фе­рен­ция, пос­вя­щен­ная воп­ро­су ло­гис­ти­ки.

По сло­вам Сер­гея Ка­тыри­на, с Гер­ма­ни­ей у Рос­сии сло­жились ус­той­чи­вые бо­гатые ис­то­ричес­кие и эко­номи­чес­кие от­но­шения: бо­лее 6 тыс. гер­манс­ких предп­ри­ятий ра­бота­ют в 83 субъ­ек­тах РФ; нет ни од­ной стра­ны-парт­не­ра, так ши­роко предс­тав­ленно­го на рос­сий­ском рын­ке, под­черк­нул гла­ва Па­латы. Рос­сий­ский биз­нес, ска­зал Сер­гей Ка­тырин, так­же ак­тивно ра­бота­ет в Гер­ма­нии: око­ло 3 тыс. рос­сий­ских ком­па­ний предс­тав­ле­ны на не­мец­ком рын­ке.

Рос­сия ра­бота­ет в рам­ках Та­можен­но­го со­юза, идет про­цесс фор­ми­рова­ния Еди­ного эко­номи­чес­ко­го прост­ранс­тва, и стра­на долж­на стать в те­кущем го­ду пол­но­цен­ным чле­ном ВТО, от­ме­тил гла­ва Па­латы. В свя­зи с этим воп­ро­сы ло­гис­ти­ки ста­новят­ся для рос­сий­ских ком­па­ний и их за­рубеж­ных парт­не­ров на­ибо­лее ак­ту­аль­ны­ми: над ни­ми ра­бота­ют как го­сударс­твен­ные струк­ту­ры, так и предс­та­ви­те­ли биз­нес-со­об­щест­ва.

ТПП РФ не ос­та­лась в сто­роне от это­го про­цес­са – в Па­лате уч­режден Ко­митет ТПП РФ по ло­гис­ти­ке, конс­та­тиро­вал Сер­гей Ка­тырин. Идет про­цесс изу­чения нор­ма­тив­но-пра­вовой ба­зы и иност­ран­но­го опы­та с целью ус­пешно­го раз­ви­тия ло­гис­ти­чес­ких схем на тер­ри­тории Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, ска­зал Сер­гей Ка­ты­рин.

От име­ни гос­тей к соб­равшим­ся об­ра­тилась пред­се­датель Прав­ле­ния Вирт­шафтсклуб Русс­ланд Др. Ка­рин фон Бис­марк, от­ме­тив­шая, что ор­га­низа­ция, ко­торую она возг­лав­ля­ет, бы­ла соз­да­на в 2010 го­ду. Ос­новной целью де­ятель­нос­ти Вирт­шафтсклуб Русс­ланд яв­ля­ет­ся раз­ви­тие от­но­шений меж­ду Гер­ма­ни­ей и Рос­си­ей с целью даль­ней­ше­го улуч­ше­ния вза­имо­пони­мания меж­ду на­рода­ми обе­их стран, от­ме­тила Др. Ка­рин фон Бис­марк. В 2011 го­ду ор­га­низа­ция нас­чи­тыва­ла бо­лее 2 тыс чле­нов. По мне­нию гла­вы Вирт­шафтсклуб Русс­ланд, ны­неш­нее ме­роп­ри­ятие долж­но уп­ро­чить рос­сий­ско-гер­манс­кие тор­го­во-эко­номи­чес­кие от­но­шения. За­тем пред­се­датель Прав­ле­ния Вирт­шафтсклуб Русс­ланд Др. Ка­рин фон Бис­марк за­чита­ла при­ветс­твен­ное пись­мо участ­ни­кам кон­фе­рен­ции пос­ла Гер­ма­нии в РФ Уль­ри­ха Бран­денбур­га, в ко­тором он от­ме­тил, что ито­ги ны­неш­ней кон­фе­рен­ции ста­нут эф­фек­тив­ной плат­фор­мой раз­ви­тия ус­пеш­ных ло­гис­ти­чес­ких про­цес­сов в Рос­сии.

Да­лее к участ­ни­кам кон­фе­рен­ции об­ра­тил­ся за­мес­ти­тель пред­се­дате­ля Ко­мите­та Со­вета Фе­дера­ции ФС РФ по эко­номи­чес­кой по­лити­ке Олег Ере­ме­ев, под­черк­нув­ший, что ло­гис­ти­чес­кая те­ма в све­те пос­тавлен­ных Рос­си­ей но­вых ам­би­ци­оз­ных за­дач раз­ви­тия транс­пор­та чрез­вы­чай­но ак­ту­аль­на. По его мне­нию, Рос­сия по­ка не­эф­фектив­но ис­поль­зу­ет се­год­ня свое по­лити­ко-ге­ог­ра­фичес­кое по­ложе­ние: тре­бу­ет­ся раз­ви­тие сов­ре­мен­ных транс­пор­тно-ло­гис­ти­чес­ких схем, стро­итель­ство транс­пор­тных ко­ри­до­ров.

В ка­чест­ве при­мера, он при­вел про­ект соз­да­ния транс­пор­тно­го ко­ридо­ра из Юго-Вос­точной Азии в Ев­ро­пу че­рез тер­ри­торию Рос­сии. Этот ам­би­ци­оз­ный про­ект, по его мне­нию, тре­бу­ет кон­цент­ра­ции сов­мест­ных ин­теллек­ту­аль­ных уси­лий мно­гих стран и зна­чи­тель­ных фи­нан­со­вых зат­рат.

По сло­вам Оле­га Ере­ме­ева, в осу­щест­вле­нии это­го за­мыс­ла за­ин­те­ресо­ваны как предс­та­вите­ли рос­сий­ско­го биз­не­са, так и предп­ри­нима­тели Ев­ро­пы и Юго-Вос­точной Азии. Зна­читель­ный опыт не­мец­кой сто­роны в осу­щест­вле­нии стро­итель­ства муль­ти­модаль­ных ло­гис­ти­чес­ких цент­ров чрез­вы­чай­но ин­те­ресен для рос­сий­ских предп­ри­нима­телей, от­ме­тил предс­та­витель Ко­ми­те­та Со­ве­та Фе­де­ра­ции ФС РФ по эко­но­ми­чес­кой по­ли­ти­ке.

За­мес­ти­тель ми­нист­ра транс­пор­та Рос­сий­ской Фе­дера­ции Олег Бе­лозе­ров пос­вя­тил свое выс­тупле­ние стра­тегии раз­ви­тия транс­пор­та и ло­гис­ти­ки в Рос­сий­ской Фе­дера­ции. Он ска­зал, что вза­имо­дей­ствие в сфе­ре транс­пор­та и ло­гис­ти­ки яв­ля­ет­ся од­ним из клю­чевых эле­мен­тов эко­номи­чес­ко­го парт­нерс­тва и ме­ханиз­ма соз­да­ния об­ще­го эко­номи­чес­ко­го прост­ранс­тва Рос­сии и Ев­ро­пей­ско­го со­юза. В чис­ло фак­то­ров, спо­собс­тву­ющих раз­ви­тию ми­ровой тор­говли, от­но­сит­ся рост кон­тей­не­риза­ции гру­зов. В це­лом в ми­ре уро­вень кон­тей­не­риза­ции гру­зов дос­ти­га­ет 55-60 про­цен­тов. Этот по­ка­за­тель рас­тет за счет уве­ли­че­ния гру­зо­по­то­ков, внед­ре­ния но­вых марш­ру­тов и ло­гис­ти­чес­ких схем.

Уро­вень раз­ви­тия кон­тей­не­риза­ции рос­сий­ских гру­зов дос­та­точ­но вы­сок, конс­та­тиро­вал предс­та­витель Минт­ран­са Рос­сии. Ре­али­зация транс­пор­тно­го по­тен­ци­ала стра­ны, улуч­ше­ние ин­вести­ци­он­но­го кли­мата нап­ря­мую свя­зана с раз­ви­ти­ем транс­пор­тно-экс­пе­диторс­кой и ло­гис­ти­чес­кой де­ятель­нос­ти в Рос­сий­ской Фе­дера­ции. Ры­нок ло­гис­ти­чес­ких ус­луг дос­та­точ­но мо­лод и ди­намич­но раз­ви­ва­ет­ся, от­ме­тил Олег Бе­лозе­ров. В Рос­сии на пе­ри­од до 2015 го­да об­щий сто­имост­ной объ­ем рын­ка транс­пор­тно-ло­гис­ти­чес­ких ус­луг дол­жен уве­личить­ся в 2 ра­за и сос­та­вить по­ряд­ка 115 млрд. дол­ла­ров. Су­щест­вен­но воз­росли ин­вести­ции в этот вид биз­не­са, воз­рос­ло ко­ли­чест­во опе­ра­ций и рас­ши­рил­ся спектр ус­луг, ре­зю­ми­ро­вал Олег Бе­ло­зе­ров.

Свою точ­ку зре­ния на проб­ле­му раз­ви­тия ло­гис­ти­чес­ких схем в Рос­сии выс­ка­зал пред­се­датель Ко­мите­та ТПП РФ по транс­пор­ту и экс­пе­диро­ванию, пер­вый за­мес­ти­тель пред­се­дате­ля Ко­мите­та по транс­пор­ту Гос­ду­мы ФС РФ, пре­зидент Со­юза транс­пор­тни­ков Рос­сии Ви­талий Ефи­мов, от­ме­тив­ший, что в про­цес­се раз­ви­тия ло­гис­ти­ки в Рос­сии ре­ше­но дос­та­точ­но мно­го проб­лем.

При Па­лате соз­дан Ко­митет, ре­ша­ющий воп­ро­сы ло­гис­ти­ки то­варо­пото­ков. По сло­вам Ви­талия Ефи­мова, про­из­во­дитель­ность рос­сий­ских гру­зовых сис­тем в 2 ра­за ни­же, чем за­рубеж­ных. Тран­зит не идет че­рез рос­сий­скую тер­ри­торию из-за не­дос­та­точ­но­го уров­ня раз­ви­тия ло­гис­ти­ки, по­ла­га­ет гла­ва Ко­ми­те­та.

Ви­талий Ефи­мов от­ме­тил по­ложи­тель­ный вклад Минт­ран­са Рос­сии в раз­ви­тие ло­гис­ти­чес­ких сис­тем. Пост­ро­ение еди­ного транс­пор­тно­го прост­ранс­тва не­воз­можно без раз­ви­тия ло­гис­ти­чес­ких схем. Кро­ме то­го, счи­та­ет Ви­талий Ефи­мов, при оцен­ке де­ятель­нос­ти транс­пор­тной от­расли не­об­хо­димо пе­рехо­дить на по­нятие «дос­тавки пар­тии гру­зов», ско­рос­ти дос­тавки их пот­ре­бите­лю. Ны­неш­няя кон­фе­рен­ция, по его мне­нию, долж­на по­казать рос­сий­ской сто­роне пе­ре­до­вые ме­ха­низ­мы пост­ро­ения вы­со­ко­эф­фек­тив­ных ло­гис­ти­чес­ких схем.

Уп­равля­ющий ди­рек­тор Гер­манс­ко­го ло­гис­ти­чес­ко­го со­юза (BVL) док­тор То­мас Вим­мер в сво­ём выс­тупле­нии от­ме­тил, что BVL расс­мат­ри­ва­ет ло­гис­ти­ку не толь­ко как со­вокуп­ность ло­гис­ти­чес­ких ус­луг, но и как сис­те­му сни­жения из­держек при пе­ревоз­ках про­мыш­ленных гру­зов, уп­равле­ние ко­торой воз­можно лишь при тес­ном вза­имо­дей­ствии ком­па­ний.

BVL, по сло­вам То­маса Вим­ме­ра, яв­ля­ет­ся доб­ро­воль­ным со­юзом гер­манс­ких предп­ри­ятий, нас­чи­тыва­ющим, с учё­том авс­трий­ской час­ти, бо­лее 11 ты­сячи чле­нов и раз­де­лён­ный на сек­то­ра, об­ме­нива­ющиеся меж­ду со­бой опы­том и зна­ни­ями. Со­юз про­водит не толь­ко спе­ци­али­зиро­ван­ные ме­роп­ри­ятия по об­ме­ну опы­том и оп­ро­сы ком­па­ний–чле­нов, но и под­робное изу­чение меж­ду­народ­ных рын­ков с целью отс­ле­жива­ния на­ибо­лее сов­ре­мен­ных тен­ден­ций на них; од­но из предс­та­ви­тель­ств BVL ра­бо­та­ет в Моск­ве.

Пред­се­датель Ко­мите­та ТПП РФ по ло­гис­ти­ке Олег Ду­на­ев за­явил, что ло­гис­ти­ка яв­ля­ет­ся вы­соко ин­тегри­рован­ным про­цес­сом уп­равле­ни­ями пос­тавка­ми про­дук­та, мак­си­маль­но сни­жа­ющим из­держ­ки. Вступ­ле­ние Рос­сии в ВТО ста­вит стра­ну пе­ред мно­гими вы­зова­ми, та­кими, как уси­ление кон­ку­рен­ции, вклю­чение рос­сий­ских ком­па­ний в меж­ду­народ­ные ло­гис­ти­чес­кие це­поч­ки и при­со­еди­нение к сов­ре­мен­ной мо­дели ре­гули­рова­ния ло­гис­ти­ки. На этом фо­не рос­сий­ские ло­гис­ти­чес­кие ком­па­нии, ра­бота­ющие на ми­ровых рын­ках, выг­ля­дят и не­дос­та­точ­но боль­ши­ми, и ма­ло­раз­ви­ты­ми с точ­ки зре­ния кор­по­ра­тив­но­го уп­рав­ле­ния.

Что­бы из­бе­жать ост­рой фа­зы кон­ку­рент­ной борь­бы, рос­сий­ский транс­пор­тный ры­нок, раз­ви­тый боль­ше в от­но­шении экс­пе­диторс­тва, чем ло­гис­ти­ки, и ис­пы­тыва­ющий нуж­ду в ли­бера­лиза­ции тор­говли то­вара­ми и ус­лу­гами, дол­жен ак­тивнее внед­рять ин­форма­ци­он­но-ло­гис­ти­чес­кие тех­но­логии и раз­ви­вать муль­ти­мо­даль­ные пе­ре­воз­ки, счи­та­ет Олег Ду­на­ев.

По раз­ви­тию ло­гис­ти­ки Рос­сия се­год­ня за­нима­ет лишь 94-е мес­то в ми­ре, од­на­ко сот­рудни­чест­во с та­кими ве­дущи­ми ев­ро­пей­ски­ми стра­нами в об­ласти ло­гис­ти­ки, как Гер­ма­ния и Фран­ция, мо­жет зна­читель­но улуч­шить на­ши по­ка­за­те­ли уже в бли­жай­шее вре­мя.

Для пре­одо­ления отс­та­вания в об­ласти ло­гис­ти­ки Рос­сии пот­ре­бу­ет­ся соз­дать аль­ян­сы и кон­сорци­умы на гло­баль­ном уров­не, внед­рить ло­гис­ти­чес­кие стан­дарты, ос­но­ван­ные на меж­ду­народ­ных под­хо­дах, раз­ви­вать инс­тру­мен­ты част­но-го­сударс­твен­но­го парт­нёрс­тва, де­лая упор на прог­рамм­но-це­левых про­ек­тах. Целью внед­ре­ния та­ких под­хо­дов к ло­гис­ти­чес­кой сфе­ре долж­но стать соз­да­ние еди­ной сис­те­мы ло­гис­ти­ки, раз­ви­тие биз­нес-се­тей, мо­дер­ни­за­ция инф­рас­трук­ту­ры ре­ги­онов стра­ны.

Тех­но­логи­чес­кой плат­формой раз­ви­тия ло­гис­ти­ки мо­жет выс­ту­пить Тор­го­во-про­мыш­ленная па­лата Рос­сий­ской Фе­дера­ции, за­явил Олег Ду­на­ев. В сфе­ре раз­ви­тия Ев­ро­азиатс­ко­го транс­пор­тно-ло­гис­ти­чес­ко­го ко­ридо­ра (ЕАТК) ТПП РФ мо­жет взять на се­бя функ­ции ор­га­низа­тора и ко­ор­ди­нато­ра про­ек­тов, нап­равлен­ных на фор­ми­рова­ние ЕАТК, цент­ра ин­форма­ци­он­но­го обес­пе­чения и прод­ви­жения эф­фек­тив­ных прак­тик в об­лас­ти ло­гис­ти­ки, зак­лю­чил Олег Ду­на­ев.

Пер­вый ви­це-пре­зидент ОАО «РЖД» Ва­дим Мо­розов расс­ка­зал о пла­нах раз­ви­тия ло­гис­ти­чес­ко­го биз­не­са РЖД до 2015 го­да, в ко­торые вош­ло стро­итель­ство тер­ми­наль­но-ло­гис­ти­чес­ких комп­лек­сов, ох­ва­тыва­ющих всю сеть рос­сий­ских же­лез­ных до­рог, раз­ви­тие конт­рак­тной ло­гис­ти­ки, уве­личе­ние кон­тей­не­риза­ции пе­рево­зок, раз­ви­тия ин­форма­ци­он­ных сис­тем, раз­ви­тие тер­ми­на­лов-ха­бов по всей се­ти же­лез­ных до­рог.

Осо­бое вни­мание ОАО «РЖД» уде­ля­ет про­ек­ту стро­итель­ства в Под­московье транс­пор­тно-ло­гис­ти­чес­ко­го цент­ра «Бе­лый Раст» (сов­мест­но с не­мец­кой ком­па­ни­ей «Дой­че Бан АГ»), а так­же раз­ви­тию мос­ковс­ко­го и санкт-пе­тер­бург­ско­го транс­пор­тный уз­лов. Для ре­али­зации про­ек­тов ОАО «РЖД» по раз­ви­тию же­лез­но­дорож­ной инф­рас­трук­ту­ры не­об­хо­димо ин­вести­ровать в об­щей слож­нос­ти бо­лее 400 млрд руб­лей, зак­лю­чил Ва­дим Мо­ро­зов.

Пос­ле пле­нар­но­го за­седа­ния сос­то­ялось две сес­сии кон­фе­рен­ции. Пер­вая бы­ла пос­вя­щена тех­но­логии фор­ми­рова­ния инф­рас­трук­ту­ры тер­ри­тори­аль­ных транс­пор­тно-ло­гис­ти­чес­ких цент­ров в Гер­ма­нии и Рос­сии, вто­рая – ме­ханиз­мам и инс­тру­мен­там ко­ор­ди­нации и мо­тива­ции раз­ви­тия ло­гис­ти­ки в ус­ло­ви­ях ра­бо­ты Рос­сии в ВТО.

В рам­ках даль­ней­ше­го об­сужде­ния под­ня­тых на кон­фе­рен­ции проб­лемных воп­ро­сов раз­ви­тия ло­гис­ти­ки в Рос­сии и рас­ши­рения сот­рудни­чест­ва с не­мец­ки­ми ло­гис­ти­чес­ки­ми ком­па­ни­ями по об­ме­ну опы­том Ко­мите­том ТПП РФ по ло­гис­ти­ке пла­ниру­ет­ся про­веде­ние ряд де­ловых ме­роп­ри­ятий в фор­ма­те се­мина­ров и «круг­лых сто­лов». Ко­мите­том расс­мат­ри­ва­ет­ся воп­рос про­веде­ния на пло­щад­ке ТПП Рос­сии еже­год­ной кон­фе­рен­ции пос­вя­щен­ной воп­ро­сам ло­гис­ти­ки.

Источники: Торгово-промышленная палата Российской Федерации , logistic.ru