Вступление в Единое экономическое пространство развяжет руки РЖД

Главная / Новости / Вступление в Единое экономическое пространство развяжет руки РЖД

Приказ Федеральной службы по тарифам (ФСТ) РФ, который позволит ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) регулировать тарифы на свои услуги по перевозке грузов, официально вступил в силу с 27 января.

Госмонополия получила право применять повышающий или понижающий индексы в рамках ценовых пределов, утвержденных регуля­тором, в соответствии с установленными правилами и условиями. Предельный минимальный уровень индекса определен в 0,872 к действу­ющим тарифам, максимальный - в 1,134.

Исходя из правил единства

В рамках исполнения обязательств, взятых на себя РФ при вступлении в Единое экономическое пространство России, Белоруссии и Ка­захстана (ЕЭП), ФСТ подготовила приказы об утверждении методики определения ценовых пределов тарифов на услуги железнодорожного транспорта по перевозке грузов, а также правил и условий их применения.

Служба закрепила основные методологические принципы формирования предельных уровней тарифов, алгоритм их расчета для среднесете­вых условий и отдельных сегментов рынка железнодорожных транспортных услуг, а также установила правила изменения уровня тарифов в рамках ценовых пределов, процедуру и сроки принятия соответствующих решений.

Согласно утвержденным документами, РЖД сможет менять уровень тарифов, ориентируясь на принцип экономической эффективности и для поддержки "иных отраслей экономики РФ". При этом инициатором изменения уровня тарифов может быть не только госмонополия, но и операторы подвижного состава, перевозчики и пользователи услуг (т.е. грузоотправители и грузополучатели).

Снижение для повышения и привлечения

Снижать уровень тарифов на свои услуги РЖД сможет не более чем на 12,8%. При этом в ФСТ отмечают, что предоставление РЖД права по снижению уровня тарифов обеспечит возможность сохранения конкурентоспособности поставок продукции российских производителей железнодорожным транспортом при сохранении доходной базы госмонополии. Это особенно актуально в свете усложнения процедуры по установлению исключительных тарифов, которые сейчас применяются в РФ. По правилам ЕЭП их теперь нужно будет согласовывать с Ев­разийской экономической комиссией.

Применение более гибкого подхода к регулированию тарифов, по задумке разработчиков механизма, позволит РЖД эффективнее использо­вать пропускные способности инфраструктуры, в том числе если задействовать новые или мало загруженные маршруты, а также, как ука­зывают в ФСТ РФ, "обеспечит возможность привлечения инвестиций в развитие инновационных технологий на железнодорожном транспор­те".

В правилах применения тарифного коридора отдельно отмечено, что понижать индекс можно для стимулирования внедрения новой техники, в том числе новых типов вагонов и вагонных тележек. Ранее РЖД выступало с инициативой ввести для владельцев так называемых инно­вационных вагонов (с улучшенными характеристиками) скидку с тарифа - до 6% для полувагонов и до 3% для цистерн. Теперь же госмо­нополия получает право делать это самостоятельно в рамках ценового коридора.

Президент РЖД Владимир Якунин говорил, что грузовые вагоны с новыми тележками "благоприятны для инфраструктуры и снижают ее из­нос". По такой логике, использование инновационных вагонов позволит госмонополии сократить затраты на содержание инфраструктуры.

РЖД также сможет снижать уровень тарифов "для поддержки иных отраслей экономики РФ" на основании решений правительства. В таком случае компания будет получать компенсацию потерь в доходах за счет средств бюджета.

По мнению Владимира Савчука из Института проблем естественных монополий, устанавливая понижающие коэффициенты, РЖД может по­высить свое конкурентное преимущество при перевозках грузов высокого передела, которые сейчас активно уходят на автотранспорт.

При этом эксперт подчеркивает: снижая тариф для одних грузов, для обеспечения сходимости доходных поступлений РЖД вынуждено бу­дет вводить повышающие коэффициенты для других. В такой ситуации грузоотправители, которые целиком и полностью зависят от железно­дорожного транспорта и не могут уйти на альтернативные виды транспорта, могут столкнуться с ростом тарифов.
Дорожает товар - дорожает услуга.

Повышать тарифы на свои услуги не более чем на 13,4% госмонополия будет исходя из стоимости товара на рынке. РЖД сможет при­менить повышающий индекс, если стоимость груза в течение 3 месяцев на 25% и более будет превосходить его среднюю стоимость за ана­логичный период трех предшествующих лет.

Это коснется только товаров, для которых транспортная составляющая в части регулируемых тарифов не превышает 20%, и стоимость ко­торых определяется по результатам торгов на бирже или публикуется в справочно-аналитических материалах. Такое уточнение фактически позволяет исключить возможность повышения тарифов на перевозку большей части грузов первого тарифного класса (социально значимые массовые, относительно дешевые сырьевые и топливно-энергетические, грузы).

Повысить тариф можно будет и при не предусмотренном прогнозом социально-экономического развития РФ росте стоимости потребляемых РЖД для осуществления грузоперевозок товаров и сырья, а также для рационального распределения грузопотоков. Железнодорожная мо­нополия сможет повышать тариф в случае ограничения пропускной способности участков инфраструктуры, но не более чем на 2 года и толь­ко при наличии утвержденной программы развития пропускной способности конкретного участка и альтернативных железнодорожных марш­рутов доставки грузов.

В случае изменения тарифов на грузовые транзитные перевозки на 5% и более относительно уровня экспортных перевозок РЖД при соблю­дении ряда условий также сможет отрегулировать уровень тарифа. Согласно порядку принятия соответствующих решений, РЖД не сможет использовать новые цены раньше, чем через 30 дней после публикации в печати информации о соответствующем решении.

Почти инвестсоставляющая

Правилами предусмотрена и возможность изменения уровня тарифов в отдельных сегментах рынка железнодорожных транспортных услуг для привлечения инвестиций в развитие инфраструктуры. В таком случае предельный уровень тарифов ФСТ устанавливает отдельно после рассмотрения предложений РЖД о конкретных проектах.
Средства от действия повышенных или пониженных тарифов можно будет направлять на финансирование (включая стоимость использо­вания занимаемых на конкретный проект средств) отдельных участков инфраструктуры. Скорректированные тарифы будут устанавливаться для перевозок, ставки платы за которые определяются по маршруту, полностью или частично совпадающему с участками, финансирование которых осуществляется за счет действия данных тарифов.

Снижать тарифы РЖД в таком случае сможет для инвестора, который пользуется услугами госмонополии на маршруте, пролегающем через финансируемый участок. Предусматривается, что за счет действия сниженных тарифов такой инвестор получит возможность возмещать сто­имость использования заемных средств, направляемых на развитие инфраструктуры общего пользования (например, на расшивку узких мест).

Повышенные тарифы должны быть направлены на компенсацию средств, которые в развитие инфраструктуры вкладывает сама госмонопо­лия или частный инвестор, не потребляющий услуги компании на конкретном участке. Повышенные тарифы будут устанавливаться в отно­шении тех, чей маршрут пролегает через развиваемый объект.
Решение об изменении уровней тарифов в этом случае РЖД сможет принимать после утверждения ФСТ РФ ценовых пределов в отдельных сегментах рынка железнодорожных транспортных услуг, без согласования с регулирующим органом и федеральными органами исполни­тельной власти.

Неидеален и не сразу

Целями внедрения механизма ценовых коридоров были заявлены повышение конкурентоспособности железнодорожного транспорта и соз­дание благоприятных условий для грузовых железнодорожных перевозок. В.Савчук считает, что заданного набора коэффициентов будет достаточно, чтобы усилить потенциал железнодорожных перевозчиков в конкуренции с автотранспортом. При этом необходимо еще вводить регрессивные коэффициенты, зависящие от поясов дальности, чтобы определить сферы межвидовой конкуренции наиболее четко.

Эксперт подчеркивает, что ценовой коридор лишь в ограниченном диапазоне является "инструментом тонкой настройки" тарифной системы и не компенсирует в полном объеме механизм установления исключительных тарифов. По его мнению, принимаемые тарифные решения бу­дут оказывать положительное и отрицательное влияние на большее количество грузовладельцев.

Получается, что механизм тарифного коридора перекладывает часть функций по регулированию тарифов с органа регулирования - ФСТ РФ на сам субъект регулирования - РЖД. В целом, исходя из правил применения данного механизма, он в значительной степени направлен на замещение действующей системы исключительных тарифов и, по всей видимости, инвестсоставляющей в тарифе. РЖД предлагает вклю­чить в тариф на грузовые перевозки инвестсоставляющую на уровне 3-4%, необходимую для развития железных дорог.

Отметим, что РЖД пока не может использовать новый механизм. "Реализация принятых решений потребует от ОАО "РЖД" разработки соответствующего регламента принятия тарифных решений, принципиальные подходы к которому были рассмотрены на заседании межведомственной рабочей группы по развитию железнодорожного транспорта под председательством заместителя председателя правительства РФ А.В.Дворковича 20 декабря 2012г.", - уточняют в ФСТ РФ. Несмотря на то что это внутренний документ, госмонополия должна представить его в правительство к 15 февраля 2013г. после обсуждения с отраслевым сообществом. В РЖД говорят, что проект регламента уже подготовлен и проходит стадии согласования внутри компании.
Источник: trans-port