Везем из Финляндии

Зимний отдых в этой стране незабываем, леса чисты и водоемы прозрачны. Это страна со стабильной экономикой, инфраструктура развита на высочайшем уровне. Член ЕС, участник соглашения, принятого в Шенгене. Выпускает множество товаров легко выдерживающих конкуренцию среди подобных, выпускаемых в других странах. Это – Финляндия…

Финляндию часто называют транспортным шлюзом, который пропускает поток грузов из Европы. Грузопотоки, идущие из стран Азии, расположенных на юго-востоке, а также из Северной и Южной Америки пересекаются в Финляндии.

Одним из основных деловых партнеров страны всегда была Россия, которая не утратила этот статус даже в кризис, когда более чем на 40% снизился товарооборот в 2009 году. От всего объема товаров, вывозимых Россией, 16,2% поставляются в Финляндию, а удельный вес финских товаров, поставляемых в Россию, составил 9% в 2009 году. Каким образом товары из Финляндии попадают в Россию и какие из них пользуются наибольшей популярностью? Об этом далее.

Производства Финляндии.

Промышленность развитой индустриальной страны Финляндии выпускает товары высокого качества, ориентированные на экспорт.

Лесная промышленность – базовая отрасль экономики страны, она приносит четверть всех доходов, полученных от экспорта. В городе Кеми, что на побережье Ботнического залива, расположен главный центр лесопиления. По объему товарооборота лесопромышленным предприятием крупнейшим в мире признана финская компания «Стора Энсо». По экспорту пиломатериалов, преимущественно хвойных, Финляндия занимает 4-ое место в мире, по экспорту бумаги – 2-ое место.

Отходы деревообрабатывающей промышленности химические производства пускают на изготовление синтетических волокон, выпускают пластмассу.

Компания «Нокиа» даже не нуждается в представлении. Это финский производитель, выпускающий качественное оборудование для связи и мобильные телефоны.

Развито производство товаров народного потребления, выпускается высококачественная теплая обувь и одежда.

Судостроительная отрасль в стране является одной из наиболее технологически развитых. Рынок гражданского судостроения в мире на 5% заполнен финской продукцией – круизными лайнерами, танкерами, платформами нефтедобывающими, паромами и ледоколами.

Хельсинки – промышленный центр финского государства. Половина лесодобывающих предприятий страны, а также предприятия пищевой и даже химической промышленности, фабрики фарфора, машиностроительные заводы расположены в этом городе. По объемам производства города Турку и Тампере занимают второе и соответственно третье место.

В районе Озерного Плато преобладают предприятия, работающие в лесопромышленной области.

Торговля Россия + Финляндия.

Финляндия – государство-коридор, по которому движется российская продукция в страны Европы. Таким образом, роль Финляндии в экономике России не ограничивается поставками к нам финских товаров и закупкой товаров российских. На финских складах продукция может храниться длительное время без прохождения процедуры таможенного оформления.

Везем из Финляндии

Из Финляндию в Россию экспортируется: машины, оборудование различного назначения, средства транспорта, продукты химпромышленности, в т.ч. медикаменты, бумага и картон, смазочные материалы и топливо, продукты питания.

По всем видам товаров в 2009 году в связи с кризисом экспортные объемы снизились по всем группам товаров. Лишь поставки медикаментов остались в прежнем объеме. Поставки средств транспорта в 2009 году уменьшились на 82,3%, импорт продуктов химпромышленности уменьшился на 14,4%, поставки продукции лакокрасочной снизились на 35,9%,

В структуре товаров, поставляемых в Россию в 2009 году, 32% приходилось на различные готовые товары, 21% на бумагу и картон, 17% - медикаменты, продукты питания составляли 14%, на топливо и прочие сырьевые товары приходилось соответственно по 12% и 3%.

Транспортные системы и транспорт.

В экономике страны одну из главенствующих позиций занимает транспортная инфраструктура. Одну из первых позиций в ЕС Финляндия занимает по объемам грузооборота, в среднем приходящегося на одного жителя страны (примерно 8000 тонно-километров).

Транзитное положение страны между странами Востока и Запада определяют особенности транспортной системы. В стоимости товаров, вывозимых из Финляндии, независимо от вида продукции 10-15% составляет доля транспортных расходов.

Протяженность автомобильных дорог, пересекающих всю страну, составляет 78,17 тысяч километров. Все дороги бесплатны, даже те, которые имеют усовершенствованное покрытие, а их доля составляет 23% от обей протяженности.

Около 90% всех финских грузоперевозок приходится на автотранспорт – сообщает Ассоциация грузоперевозчиков Финляндии (SKAL). Ежегодно по дорогам страны перевозится более 450 миллионов тонн грузов. Ежегодно в общем объеме международных перевозок почти 6 млн. тонн доставляется финским грузовым транспортом.

Около 12 тысяч компаний, занятых в сфере автотранспортных услуг насчитывается в стране. А общее количество грузовых автомобилей, числящихся на балансе этих предприятий, превышает 82,5 тысячи. Лицензии, позволяющие осуществлять международные перевозки, имеют почти 3000 финских компаний, в собственности которых насчитывается примерно 13 000 грузовиков. Перевозки по маршруту из Финляндии в Россию осуществляют около 5000 автомашин. И это притом, что в обороте российско-финляндских перевозок 70% приходится на долю перевозчиков из России и лишь 30% перевозок осуществляется финскими компаниями.

В стране имеются все виды транспорта, это обусловлено особенностями географического положения Финляндии. В любую точку Финляндии, а также в государства, расположенные неподалеку доставку можно осуществлять водным транспортом – как морским, так и речным. В год объем внешнеторговых перевозок, осуществляемых водным транспортом, составляет 95-100 миллионов тонн, на грузопоток российско-финский приходится примерно 16%. Таким образом, в системе международных финских перевозок России принадлежит второе место. В год примерно 6 млн тонн перевозится водным транспортом внутри страны. Наибольший грузооборот приходится на судоходные компании «Финнлайнс», «Викинг Лайн», «Силья Лайн». В городах Котка, а также Хельсинки и Турку находятся главные порты страны.

Ежегодно около 40 миллионов тонн товаров, выпускаемых разными областями промышленности, перевозится железнодорожным транспортом. Внутренними перевозками являются 65% от этого объема. Около 15 миллионов тонн в год – объем грузоперевозок, осуществляемых по железной дороге по маршруту из Финляндии в Россию на текущий момент, их объем за последнее время сократился. На транзитные грузы, перевозимые через Финляндию, приходится около 3 миллионов тонн.

На долю ж/д перевозок товаров деревообрабатывающей и лесной промышленности приходится 42,5% всех перевозок, осуществляемых по железной дороге. На третьем и втором месте соответственно следует продукция металлообрабатывающей промышленности – 20,5% и товары нефтехимической промышленности – 28,4%.

На юг Финляндии приходится большая протяженность железнодорожных путей - основная часть. Всего же их общая протяженность составляет 5,9 тысяч километров. Электрифицированы наиболее загруженные пути страны. Города Йоэнсу, Сейняйоке, Коувола, Тампере, Оулу и Хельсинки являются основными и наиболее крупными ж/д узлами Финляндии. Госкомпания АО «ВР Групп» - главное железнодорожное предприятие.

Компания «Финнэйр» - главный воздушный перевозчик. Расположенный в Хельсинки аэропорт – главный транзитный пункт. Воздушными судами перевозится примерно 115 тысяч тонн грузов.

Пути и способы перевозок.

В общем потоке грузов из Европы грузопоток из России занимает значительное место. В нашу страну основные партии товаров доставляются через государства северной Европы. Среди стран ЕС Финляндия лидирует по количеству груза, перевозимого транзитом в Россию. При перевозке не пересекаются границы третьих государств, что является основным преимуществом транзита через Финляндию.

Многие транзитные грузы небольшого объема из Юго-Восточной Азии, стран Европы и американского континента в точки России добираются через порты Котки или Хельсинки. Однако сумма такой доставки оказывается внушительной – обработка заказа в порту вместе с портовым сбором обойдется в 240-300 евро за единицу объема (м. куб.), плюс доставка до Москвы - получается очень дорого.

Грузы из страны могут перевозиться по железной дороге, по морю, воздуху или на автомобиле.

Везем из Финляндии

Наиболее популярны грузоперевозки на автомобилях, скорость доставки 3-7 дней. Автопоезд доставит груз в течение 2-3 в некоторых случаях 4-х дней. До Петербурга или Москвы груз нередко отправляется по автомобильной дороге грузовым транспортом, а до конечного пункта следуют по железной дороге. Стоит учитывать, что специальное разрешение российским перевозчикам потребуется при транспортировке грузов весом тяжелее 38 тонн, а длиной более 18,75 метров.

В январе года прошедшего (2010-го) автомобильная перевозка контейнерами по маршруту Котка/Хамина – Москва обходилась примерно в 1400 евро за доставку контейнера DC-20/40 (до Петербурга 1000 евро), чуть дешевле стоила доставка тентом грузоподъемностью до 21 тонны 82 м. куб – 1350 евро (до Петербурга 900 евро).

Тот же контейнер доставить в Москву из Хельсинки обойдется 1600 евро (до Петербурга 1200 евро), а тентованная фура тем же объемом из Хельсинки до Москвы довезет груз за 1550 евро (до Петербурга 1100 евро). К сведению: в контейнере DC-40 перевозится груз весом до 17 тонн, в контейнере DC-20 – вес до 12 тонн.

Тенденция к удорожанию стоимости перевозок автоконтейнерами из Финляндии в Россию намечается в последние месяцы, однако по утверждению аналитиков к прежней стоимости они вернутся к лету.

Сборные грузы из Финляндии доставляются очень просто, поскольку консолидационных складов в стране много. Два-три раза в неделю перевозку осуществляет большинство компаний. Некоторые транспортные компании консолидируют грузы на складах Литвы, откуда они отправляются в Россию не чаще одного раза в неделю. Однако такой вариант ранее обычно использовался для доставки товаров из Финляндии по «серой» схеме, сегодня он не особенно популярен.

Сборные финские грузы идут в Россию не более десяти и не менее семи дней. Доставка осуществляется из расчета 130-140 евро за каждый кубический метр груза. Морскую бесплатную доставку до Котки предлагают многие американские или азиатские поставщики, однако тут следует иметь ввиду, что в Котке портовый сбор составляет 300 евро даже за небольшой груз. Поэтому в ряде случаев доставка через склад консолидации, осуществляемая транспортной компанией может оказаться выгоднее, даже несмотря на предложенную бесплатно доставку морем. В частности, 230-250 евро за куб груза будет стоить доставка из Китая сборного груза (погрузочно-разгрузочные работы, а также доставка до московского склада уже учтены), а это дешевле, чем воспользовавшись бесплатным предложением доставлять груз в Котку, откуда продолжать перевозку автотранспортом.

На втором месте по значимости способ доставки – железнодорожные перевозки. Ширина колеи финской железной дороги одинакова с колеёй дороги российской ( в отличие от стран Западной Европы), что облегчает перевозку и позволяет при въезде на российскую территорию не производить замену колесных пар. Но возможны другие расходы – при перевозке по железной дороге хрупких грузов придется воспользоваться услугами специалистов, которые будут закреплять в вагонах переправляемый груз, а их работа в каждом вагоне стоит 200-400 евро.

Возможна и доставка по морю, однако из-за долгого путешествия груза (2-3 недели) они не имеет смысла. Тем более, что погрузки и выгрузки занимают большую часть времени, чем непосредственно передвижение груза, которое длится всего 2-3 дня.

При желании груз можно доставить и с использованием авиатранспорта, но высокая стоимость, даже при скорости доставки в 2-3 дня, делает такой способ доставки лишенным смысла. Кроме стоимости непосредственно перелета в сумму следует добавить страховку и сумму за внутритаможенный транзит по России 120$, для Петербурга он составляет 150$. Страхование, впрочем, производится на добровольной основе.

Доставить груз самолетом из Хельсинки до Москвы или Петербурга будет стоить не менее 96 евро, при этом стоимость рассчитывается за каждый килограмм в зависимости от его общего веса: до 45 килограммов стоимость 2,1 евро за 1 кг, от 45 кг уже 2,04 евро, от 100 кг – 1,98 евро, от 300 кг – 1,92 евро, от 1000 кг – 1, 85 евро. До Петербурга доставка небольших грузов стоит дороже – до 45 кг 2,9 евро, от 45 кг 2,4 евро, а вот крупные грузы перевозить дешевле – от 100 кг стоимость доставки 1,61 евро, от 300 кг – 1,22 евро, от 500 кг – 1,19 евро, от 1000 кг – 1,17 евро.

Поскольку через Финляндию к нам попадает большое количество грузов из юго-восточных азиатских стран и стран западной Европы и даже американского континента, то её можно смело назвать перевалочным пунктом, причем крупнейшим, между континентами.

Перевозки с использованием автомобиля и по железной дороге - наиболее популярные способы доставки. Из-за больших сроков неудобна доставка по морю, а по воздуху невыгодна из-за большой стоимости.