Таким образом, чтобы более реально представить себе ситуацию в области цен, можно привести расценки на услуги таможенного брокера в Москве и Московской области. При этом разброс стоимости, конечно же, зависит от региона и выбора конкретного таможенного представителя. При этом цены здесь указаны уже с включенным в них НДС.
- таможенное экспедирование (со стоянкой транспортного средства на территории склада временного хранения в течение двух рабочих дней, и с оформлением прибытия транспортного средства и одной декларацией) — от 15 000 до 40 000 рублей;
- оформление каждого доп. листа — от 700 до 2 000 рублей;
- оформление доп. декларации для того же транспортного средства — от 900 до 7 000 рублей;
- оформление КТС — от 900 до 7 000 рублей;
- использование аванса брокера — от 2% до 10% в зависимости от суммы внесенных платежей;
- оформление сертификатов — от 8 до 50 000 рублей;
- стоянка автотранспорта — примерно 2 000 рублей в сутки.
Конечно же, все приведенные здесь цены являются ориентировочными, тем более что добиться более низких цен клиентам очень сложно, но, в принципе, возможно, если обеспечить достаточно большой объем оформляемого груза. Однако очень часто бывает наоборот, клиент получает более высокую цену. И происходит это по нескольким причинам:
- в случае оформления технически сложных товаров (требуется более глубокое их изучение и детальная проработка);
- если товар нужно оформить срочно (надбавка за срочность);
- в случае оформления по так называемой «серой схеме» (надбавка за риск);
- в случае работы с брокером, у которого небольшой круг клиентов и поэтому высокая маржа;
- в случае работы с брокером, который платит процент менеджеру по таможне из своего вознаграждения, то есть уже заложен откат (на лицо факт сговора).
В любом случае, высокие тарифы на брокерские услуги — это повод задуматься о профессионализме сотрудников брокерской компании, либо о наличии факта сговора с таможней или посредником. А клиенту же самому стоит решать, имеет ли смысл работать с такими таможенными представителями.
С другой стороны, слишком низкие тарифы также не всегда гарантируют благополучный исход дела. В результате такой экономии может существенно пострадать качество самого таможенного оформления, что приведет в конечном итоге к дополнительным расходам. Такая ситуация вполне возможна где-нибудь в регионах. И происходит это также по нескольким причинам.
Во-первых, в регионах больше встречаются так называемые «нерабочие таможни». Здесь стоит пояснить, что среди участников внешнеэкономической деятельности есть некое негласное деление таможен. И к «рабочим» относятся те, которые проводят таможенное оформление без лишних претензий в адекватном режиме. А вот на «нерабочих таможнях» все происходит с точностью на оборот, буквально каждая декларация выпускается с таким излишним контролем и такими придирками, что работать там практически невозможно. Обычно такая ситуация возникает из-за низкой квалификации сотрудников таможни и, как следствие, их страхом перед своим руководством, либо просто самодурством руководства таможенных постов.
Другой причиной низкого качества таможенного обслуживания является разная специфика работы таможенных постов на периферии и в центре страны. Дело в том, что приграничные таможни изначально были нацелены на охрану территории Российской Федерации, и их основной задачей было не пропустить врага в страну. Соответственно они и комплектовались кадрами, которые хорошо разбираются в оформлении прибытия товаров. К слову сказать, они до сих пор пытаются в каждой партии груза искать криминал, а это значительно затягивает сам процесс оформления. И это несмотря на то, что таможенная концепция в стране уже изменилась. В тоже время внутренние таможни в большей степени ориентированы на выпуск товара, соответственно и работают они гораздо быстрее.
Ну, а третьей причиной являются опять все те же слабо подготовленные брокерские кадры в регионах. Согласно законодательству, таможенный представитель должен иметь высшее образование, аттестат специалиста по таможенному оформлению и опыт работы. А где взять опыт работы в регионах? Понятное дело, что столичные компании имеют гораздо больше практических навыков, и соответственно кадры там готовятся лучше. А вот в регионах получить такой опыт на много сложнее, собственно и столичное образование (а точнее его отсутствие в регионах) тоже много чего значит. Вот и получается, что для того чтобы укомплектовать региональные брокерские конторы нужно переманить столичных специалистов, а это практически невозможно. В ряде случаев некоторые брокеры пытаются внедрять удаленное таможенное декларирование, когда вся основная работа проводится где-нибудь в московском офисе (декларация готовится там же), а уже региональный таможенный представитель (с уже готовыми документами) контактирует непосредственно с таможенным инспектором.
Таким образом, выбирая дешевые брокерские услуги в регионе, клиенту нужно быть готовому к придирчивому досмотру груза на таможне, при этом само таможенное оформление может затянуться гораздо дольше обычного (а это лишняя стоянка на таможне), и инспектор, скорее всего, запросит значительно большее количество документов, нежели в Москве. И выйдет ли такое оформление в конечном итоге для клиента дешевле — это еще большой вопрос.
Еще один момент, на котором хотелось бы остановиться, рассматривая особенности работы с таможенным брокером — это собственно и есть сама его работа. Другими словами, а что вообще можно требовать от таможенного представителя? И не ограничится ли работа брокера выставлением счета (причем долгим и тщательным его согласованием) и затем получением денег? Ведь сам по себе подписанный договор не дает никаких гарантий на этот счет.
Дело в том, что не редки случаи, когда всю работу брокера выполняет персонал компании клиента. Начиная с того, что брокер предоставляет возможность сотруднику компании клиента самому выпускать грузы и решать необходимые вопросы напрямую с инспектором таможни. И заканчивая уже просто отрыванием какого-либо сотрудника компании клиента от работы (своих прямых обязанностей), когда брокер часами висит у него на телефоне и всю полученную информацию просто передает на таможню, тем самым, дублируя вопросы инспектора таможни и ответы сотрудника ему.
Стоит напомнить еще раз, что декларант только предоставляет всю необходимую запрошенную брокером информацию, касающуюся сделки и характера груза (в том числе и техническую информацию). Брокер же должен определиться с объемом и характером информации, которую он запрашивает у клиента относительно конкретной сделки. В том числе он же и принимает решение о том, какие дополнительные документы могут понадобиться, чтобы позаботиться о них заранее.
Кроме того, брокер, на основании проработки им законодательства (тарифное и нетарифное регулирование) и определения кода, должен сообщить клиенту о возможных рисках, под которые попадают этот код. А также определить перечень лицензий и сертификатов, необходимых для таможенного оформления товара.
И если вдруг риски либо новые меры нетарифного регулирования возникают неожиданно, и в результате выпуск партии товара на прежних условиях становится невозможным, то это вовсе не форс-мажорные обстоятельства, как обычно пытаются представить такой поворот событий некоторые таможенные представители. Это самая настоящая халатность брокера и его непрофессиональное отношение к своей работе. Дело в том, что все нормативные акты и распоряжения такого характера публикуются заранее, и даже после подписания они не вступают в силу мгновенно. Другими словами, у таможенного представителя всегда есть некоторое время для отслеживания различного рода изменений и проведения подготовительной работы.
Но если все-таки такая ситуация случилась (машина с грузом застряла на посту именно по этой причине), то клиент имеет полное право получить с брокера компенсацию за сорванную поставку. А вот для того, чтобы на получение такой компенсации были все основания, нужно заранее позаботиться и прописать необходимый пункт в контракт с брокером. В принципе, будет очень хорошо, если в контракте будут оговорены и простой машины, и хранение товара на СВХ, и даже стоянка транспорта, то есть таможенный представитель все это оплачивает, если все это произошло по его вине. Ведь такие ситуации далеко не редкость. Брокер может начать работу с каким-либо одним инспектором, но тот куда-то отлучается и клиент настаивает на обращение к другому, однако брокер на это не соглашается и продолжает ждать, а в результате выпуск машины может затянуться на целую неделю.
Как уже отмечалось ранее, брокер должен в первую очередь отстаивать интересы клиента. И если в какой-либо спорной ситуации он пытается оставить своего клиента с таможней один на один, либо предложит как-то самому договориться о наиболее оптимальном варианте оформления груза, то это достаточно серьезный повод задуматься о дальнейших отношениях с таким таможенным представителем.
Оптимизация таможенного оформления — это тоже работа брокера. И клиент также имеет полное право получить такую услугу. Очень часто на какой-то конкретной таможне бывает принято получать переводы инвойсов. Однако это вовсе не означает, что такая практика должна проводиться в отношении всех клиентов. Согласование с таможней глоссария слов, которые достаточно часто повторяются (устный построчный перевод и пр.), также входит в обязанности брокера. И клиент об этом не должен напоминать, тем более что можно привести большое количество различного рода оптимизаций и упрощений, не нужно делать за брокера его работу.
Подводя итог, можно сказать, что если участник внешнеэкономической деятельности достаточно подготовлен и хорошо ориентируется в ситуации при работе с таможенным представителем, то он, конечно же, грамотно составит и договор (четко пропишет все свои ожидания и требования), и саму работу с брокером. А это и будет залогом их успешного сотрудничества, что, безусловно, существенно оптимизирует весь логистический процесс.