Все города: 8 (800) 234-50-76 Москва: +7 (495) 133-92-51

Как работать с таможенным брокером?

Участникам внешнеэкономической деятельности приходится сталкиваться с таможенными брокерами или «таможенными представителями». В одних случаях работа с ними складывается удачно, в других — не очень.

Брокеры делятся на три категории: ориентированные на таможню, на отстаивание интересов клиентов и нейтральных. Так происходит на практике, но теоретически он должен защищать только интересы клиента.

К первой категории относятся те, кто стремится сделать процесс оформления товаров комфортным и удобным для сотрудников таможни. Это касается брокерских контор при постах.

Такой брокер не пойдет против государственной службы. Любое требование они встретят с пониманием, даже если это противоречит интересам. Любая просьба, которая может противоречить закону, будет обоснована как руководство к действию.

Участники внешнеэкономической деятельности, сотрудничающие с такой категорией представителей, предоставляют больше документов, чем нужно для оформления. Таких декларантов любят таможенники — мх можно корректировать по стоимости в свою пользу.

А в случае определения кода ТНВЭД такие брокеры снимают с себя ответственность, перекладывая ее на участников внешнеэкономической деятельности, выбравших их в качестве партнеров.

Список проблем можно продолжать, но одно понятно точно — такое сотрудничество не отвечает интересам клиентов. Их работа сводится к обработке декларации без минимизации рисков. А ведь именно для этого и заключается договор с таможенным представителем.

В чем причина таких действий?

Таможня и брокер преследуют один интерес. Это отлаженный механизм, в котором не учитываются интересы и проблемы клиентов, и эта система старается обмануть при удобном случае. Получается: таможня предоставляет брокеру клиентов и не препятствует от него выходу декларантов.

Низкая квалификация сотрудников, состоящих в штате брокера. Отсутствие знаний права не позволяет сотрудникам правильно определять грамотность оформления и какой степени процедура оптимальна для конкретного случая.

Такая ситуация встречается не только в малоизвестных фирмах, но и солидных логистических компаниях. Некоторые «брендовые» специалисты считают, что определить стоимость можно только четырьмя способами.

Ко второй категории относят «нейтральных агентов», которые являются брокерами условно. Они не проводят консультаций и подготовительной работы, по сути являясь ячейкой для передачи информации, в которую клиент вкладывает документы, а таможня забирает.

Их услуги — самые дорогие. Конторы такого типа имеют небольшое количество клиентов, и необходимый уровень прибыли поддерживается за счет завышенных расценок на свою работу. Также они практикуют комиссионные для менеджеров, заключающих контракты — и платит их клиент из кармана.

Утруждать себя дополнительной работой брокеры этой категории не любят. Чтобы избежать личного участия в таможенном оформлении, готовы даже передать свою печать — разбирайтесь, как хотите.

Нетрудно распознать представителей такой категории. Если декларант постоянно находится на посту и сам общается с таможней, это верный признак работы с таким брокером. Лучше расторгнуть с ним договор.

Говоря о причине, по которой брокеры этой категории так относятся к работе, все просто — в 90% случаев не хватает опыта, и касается это большинства сотрудников.

К третьей категории относятся брокеры, которые отстаивают интересы своих клиентов. Лучший вариант, когда именно они работают с участниками внешнеэкономической деятельности. От них можно добиться адекватной консультации, что важно для декларанта.

У таких представителей некоторые консультации можно получить бесплатно — они заинтересованы в успешном пересечении товара и не возникло непредвиденных сюрпризов. Поэтому клиент без проблем получит ответы на ряд вопросов.

Рассматривается выбор таможенного режима, процедура согласования, перечень документов, определяется оптимальная схема оформления партии груза. Сотрудники таких компаний имеют высокую квалификацию в области законодательства и опыт работы.

В штате хорошей брокерской конторы числятся специалисты узкопрофильных направлений. Например, которые легко разбираются какой товар ввозится и правильно ли определен его код.

Высокая квалификация вызывает к ним уважительное и дружелюбное отношение сотрудников таможенных постов. Такие брокеры регулярно отслеживают ситуацию в законодательстве, и таможенники ценят компании, которые обеспечивают декларирование товаров и приводят к ним солидных клиентов.

Это открывает доступ к некоторым документам «для служебного пользования», что сильно облегчает работу. Брокеры понимают, что деньги платит не таможня, а клиент. Поэтому все незаконные действия пресекаются — достаточно сослаться на законодательство.

Говоря иначе, проблемы при работе с такими брокерами становятся общими проблемами, а не только одного клиента, как это часто бывает в работе с другими представителями.

Если участник внешнеэкономической деятельности заинтересован в достижении результата с наименьшими затратами, рационально работать только с представителями из третьей категории — ориентированными на интересы. При этом стоит учитывать специфику работы с конкретной группой товаров.

Выбрать брокера мало. Декларанту нужно знать, каких услуг стоит ждать и за что платить. Все должно прописываться в договоре с таможенным представителем (и в тарифном соглашении).

По поводу тарифного соглашения. Если там нет пункта о консультировании по таможенному вопросу — его стоит туда внести. Добросовестный брокер всегда заинтересован дать бесплатную консультацию, однако не стоит на это слепо рассчитывать.

Имея этот пункт в тексте документа, за отдельное вознаграждение и без подписания дополнительных соглашений можно рассчитывать на необходимые консультации.

Оформление документов — дело не всегда предсказуемое и остается в зоне риска. В самый неожиданный момент от таможенного представителя могут потребоваться дополнительные действия. И такая запись будет страховкой на будущее.

Немного о расценках. Они складываются из стоимости услуг и работы на складе временного хранения товаров (заезд за шлагбаум). Сам заезд транспортного средства за шлагбаум с целью предъявления товаров к таможенному оформлению оплачивается отдельно и может составлять внушительную сумму.

Иногда она доходит до 70% от стоимости всех услуг. Времена, когда брокеры заезжали туда бесплатно прошли, и теперь уже не вспомнить, а было ли это на самом деле.

К примеру, в марте 2009 года проходила реорганизация Московских таможенных постов, многие из них просто ликвидировали. В результате резко возросла загруженность Московской области, и там сразу же подорожали расценки на услуги брокеров.

Увеличилась стоимость экспедирования, куда входит плата за «заезд за шлагбаум». В то же время стоимость услуг за оформление ГТД и доп. листов, а также подготовку и самопроведение таможенного оформления осталась прежней.

Оплата доп.листов в крупных брокерских компаниях нацеленных на долгосрочное сотрудничество, идет сразу за комплект ГТД, при этом дополнительные листы к декларации оплачиваются отдельно.

Конечно, логичнее платить таможенному представителю за оформленную ГТД и доп. лист к декларации. Однако не очень солидные компании расценивают свои услуги иначе. Они берут деньги с декларанта «за код», а это выглядит и оплачивается совсем по-другому.

Разберем следующий этап ценообразования услуг — плату за позицию. Если клиент подписал с брокером такое соглашение, следует знать, что в случае оформления товарных позиций из одной партии, пришедших по одному контракту и с одним ТНВЭД, они должны декларироваться в одной позиции ГТД.

В данном случае оценить работу сможет только клиент — была ли проведена работа по каждой позиции товара в отдельности, либо было проведено банальное декларирование.

Еще одним моментом, на который нужно обратить внимание при определении оплаты за услуг, является «процент от стоимости оформления партии товара».

Совершенно неправильно считать, что усилия таможенного представителя зависят от того стоимости партии оформляемого товара. Стоит он миллионы или несколько копеек, объем работы от этого не меняется.

А вот корректировка стоимости, выделенная отдельной строкой в тарифном соглашении, не будет лишней. Многие брокеры так и поступают, полагая, что клиент должен четко представлять себе возможные риски.

Еще одной группой тарифного соглашения могут быть позиции, имеющие прямое отношение к складу временного хранения. Такие тарифы следует согласовать заранее, в противном случае возможны неприятные сюрпризы в виде выгрузки товара на складах временного хранения.

Кроме того, в тарифное соглашение могут быть включены еще позиции, причем отдельной строкой или пунктом в комплексе таможенного экспедирования.

К таким позициям можно отнести услуги курьера, подготовку документов, изготовление экземпляров перевода документов, поддержку при получении сертификатов и лицензий.

Также нужно понимать — изготовление документов необходимо и нан их можно сэкономить. В любом случае эта часть тарифного соглашения остается на усмотрение. Если документы имеют типовой вид, и в них нет большого количества необходимой логистической информации, то возможно перевод каждого листка и необязателен.

В таком случае таможне следует предоставить список повторяющихся терминов. Тогда возникает вопрос: «Нужно ли загружать работой отдел переводов в брокерской конторе?». Проще говоря, пункт тарифного соглашения о переводе документов нужно пересмотреть.

Если в тарифном соглашении отдельной строкой прописаны услуги по получению классификационного решения или ксерокопированию документов, то такой документ стоит прочитать внимательно на предмет завышения стоимости услуг брокера либо добавления лишних пунктов.

Такие конторы пользуются правовой безграмотностью и берут деньги за то, что государство делает бесплатно. А перечисленные услуги относятся как раз именно к таким.

Но наряду с этим, если конечные цены в тарифном соглашении указаны уже с учетом НДС, то это принято считать в какой-то степени хорошим тоном со стороны брокерской компании. А клиенту в процессе обсуждения и подписания такого документа лучше всего заранее оговорить этот момент.

Цены указываются в рублях, так как большинство логистических компаний давно работают в рублевой зоне. При заключении контракта в валюте можно получить дополнительную прибыль, но в этом плане времена долларов и евро уже прошли, и наживаться на курсовой разнице брокерские компании сейчас не будут.

Международные перевозки.

ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?

Вы можете оставить заявку на бесплатную консультацию наших специалистов.
После получения заявки менеджер cвяжется с Вами и ответит на все интересующие Вас вопросы