Основное производство товаров в Китае находится большей частью на северо-востоке и востоке страны. Однако же почти все потребители этих товаров в России проживают именно в европейской ее части. И тут возникает вопрос: «А как же организовать доставку китайских товаров?»
Железнодорожные перевозки.
Как выяснилось, вариантов может быть несколько. И одним из них является транспортировка по железной дороге, этот способ доставки сегодня достаточно востребован. Обычно время такой доставки занимает больше недели. При этом может быть два варианта маршрута следования. Сначала груз доставляется на север Китая, затем он продвигается по Харбинской железной дороге и может после пересечения границы на переходах Манчжурия-Забайкальск, Камышовая-Хунчунь, Суэйфэнхэ-Уссурийск или других попадает на территорию нашей страны. После этого по Транссибирской магистрали груз доставляется до европейской территории России. В другом варианте доставки маршрут следования пролегает через пограничный переход Достык-Алашанькоу и далее через Казахстан уже по российской территории.
Доставляя грузы по железной дороге из Китая, стоит помнить, что сама китайская железнодорожная инфраструктура не так хорошо развита, как в России. А потому очень часто непосредственно с китайских предприятий вывоз грузов осуществляется автомобильным транспортом, который доставляет их до крупных железнодорожных узлов. Следовательно, при организации транспортировки китайских грузов по железной дороге, необходимо учитывать дополнительные риски, связанные с автомобильной доставкой и погрузо-разгрузочными работами. Кроме того, общую картину транспортировки несколько осложняет тот факт, что ширина железнодорожной колеи в России и в Китае различна.
В связи с этим, таким способом транспортировки чаще всего пользуются при доставке крупных партий одного и того же товара, в случае регулярных поставок, как правило, на строительные объекты и промышленные предприятия, при котором важно соблюдение сроков поставки. К таким товарам относятся: металлопрокат, цемент, трубы и так далее.
Доставка автомобильным транспортом
С другим видом доставки китайских товаров, а именно с перевозкой автомобильным транспортом, дело обстоит несколько сложнее. Проблема в том, что качество дорог в Китае намного лучше, чем в России, там между городами фуры двигаются со средней скоростью 100 км/ч. А вот Дальний Восток России не может похвастаться такими дорогами. И если говорить о транспортировке в другие, более отдаленные регионы нашей страны, то она просто экономически невыгодна. В связи с этим доставка китайских товаров в Россию автомобильным транспортом происходит примерно по следующей схеме. Сначала из промышленных районов Китая грузы направляются в приграничные города, к примеру, в Дунин, Хунчунь или Суйфэньхэ, потом товары проходят через российские пограничные посты, ну, а затем перегружаются на железнодорожные платформы, уже по Транссибирской магистрали следуют в западные регионы России.
Если же пункт назначения в России находится сравнительно недалеко от китайской границы, то туда могут доставить товары и автомобильным транспортом. Как правило, так поступают со сборными грузами. По статистике около 15% всех грузов поступающих из Китая в Россию доставляют автомобильным транспортом в те города, которые находятся вблизи границы либо являются недоступными для железнодорожного транспорта. Кроме того, китайские поставщики имеют обыкновение доставлять грузы только по железной дороге, если расстояние до пункта назначения превышает 600 км.
Доставка грузов морем.
Наиболее оптимальным вариантом доставки грузов из Китая в Россию, если нужно доставить товар достаточно быстро и сравнительно недорого, является перевозка морем в контейнерах. Сегодняшний Китай — это практически морская держава, ну, судя хотя бы по количеству портов, а их в этом государстве больше двух тысяч, одних только международных около 300. Стоит назвать, пожалуй, такие порты как Шанхай, Ксиамен, Янтьянь, Шеньжень, Нингбо, Гонконг, Чиндао. Из китайских портов грузы обычно доставляют до Владивостока, Санкт-Петербурга, либо в Финляндию до Котки или до любого другого удобного порта. Затем контейнеры перегружают на железнодорожные платформы, которые и идут до места назначения. Как вариант, из порта груз может быть перевезен автотранспортом. При этом таможенные документы можно оформить или в порту прибытия груза, или непосредственно уже на складе, куда должен быть доставлен груз, так сказать, по месту назначения.
В зависимости от того, из какого китайского порта отправляется груз, какой у него порт назначения, возможных задержек в пути, а также времени, которое уходит на оформление документов, сроки доставки товаров из Китая в Россию морским путем могут составлять от 25 до 45 дней. К примеру, транспортировка груза из Шанхая до Владивостока займет где-то 9 - 14 дней, на оформление груза может потребоваться около 3 - 4 дней, затем предстоит перевозка товара в европейскую часть России по железной дороге или автомобильным транспортом, на это в самом лучшем случае может уйти еще около недели. Итого, где-то через 19 - 25 дней с момента отправки из Китая, товар будет доставлен российскому заказчику.
Авиаперевозки.
Другим видом доставки товаров из Китая в Россию, и надо сказать достаточно популярным на сегодняшний день, являются авиаперевозки. Такой вид транспортировки грузов может не только сэкономить время клиента, но в некоторых случаях и его деньги. В настоящее время в Китае активно работают полторы тысячи аэропортов, причем четыре из них основных международных (Гонконг, Шанхай, Гуанчжоу, Пекин). В течение одного дня (максимум в течение трех) груз может быть доставлен самолетом из Китая в Россию (через какой-либо московский аэропорт). Правда, стоит отметить, что это самый дорогой способ доставки грузов из Китая. К слову сказать, даже через немецкие аэропорты, такие как Гамбург, Берлин, ну, а затем автотранспортом до России, будет значительно дешевле, хотя и несколько дольше, время в пути составит примерно 5 - 10 дней.
Другой вариант, которым часто пользуются некоторые транспортные компании — это доставка самолетом до какого-либо порта Финляндии, затем уже груз отправляется дальше в Россию через Санкт-Петербург. Такой способ перевозки будет дешевле, чем прямой перелет до Москвы. Но нужно сразу оговориться, что этот вариант относится к «серой схеме», и требует предварительной договоренности с самой транспортной компанией.
Кроме того, существует вариант использования авиатранспорта на внутренних китайских линиях при доставке грузов из одного региона страны в другой, так как цены тут вполне приемлемые. Но даже в этом случае нужно помнить о том, что доставка товаров из Китая авиатранспортом — это наиболее сложный способ транспортировки грузов, который требует предварительной подготовки и точных расчетов.
Выводы.
Итак, какие же из всего этого можно сделать выводы. Бесспорно, организуя доставку товаров из Китая в Россию, лучше всего воспользоваться несколькими видами транспорта, комбинируя их по своему усмотрению. Причем придется привлекать операторов на каждом участке маршрута, сначала забирая товар на территории производителя и доставляя его к месту отправления (в аэропорт, на железнодорожную станцию, в морской порт). Затем нужно будет принять груз в пункте прибытия транспорта, и потом уже отправлять его к месту назначения. В случае если организуется перевозка какого-либо несложного моногруза с использованием одного — двух видов транспорта, то это вполне по силам и самому заказчику. Однако, с перевозкой более сложными маршрутами, где требуется выбрать наиболее оптимальное сочетание транспортных средств и согласовать действия различных видов транспорта на разных участках передвижения груза, может справиться только профессиональная компания — перевозчик, которая специализируется именно на данном регионе.