Все города: 8 (800) 234-50-76 Москва: +7 (495) 133-92-51

Санкции — не помеха. Грузоперевозки в условиях эмбарго

Дата: 16 октября 2020

После политических событий 2014 года, когда президент России Владимир Путин ввел ответные санкции в отношении ряда государств, в стране установилось продовольственное эмбарго.

Специальные экономические меры относятся к США, странам Евросоюза, Украине, Турции, Канаде, Великобритании. Отдельные категории продуктов питания и лекарств было запрещено ввозить и перевозить по территории России. То есть, поставляя яблоки из Польши в Казахстан, приходилось искать обходные пути.

Это существенно снизило поступление в бюджет из-за сокращения таможенных платежей. Чтобы положительно повлиять на экономику и продолжить ее развитие, 15 июля 2020 года правительство разрешило ранее запрещенный транзит санкционных товаров по территории России.

Теперь грузоперевозки в условиях эмбарго превратились в отдельную категорию. За фурами с запрещенными продуктами следят с использованием электронных навигационных пломб и системы ГЛОНАСС.

Делается это для раскрытия логистического потенциала страны в условиях политических разногласий, а также пресечения реализации запрещенного товара на территории РФ.

Открытие санкционного транзита поможет мировой экономике быстрее восстановиться после пандемии коронавируса, смягчить недоверие между государствами, расширить границы сотрудничества.

Сквозь границы эмбарго

После шести лет ограничений путь для товаров снова открыт. Не на прилавки наших магазинов, но теперь страны из санкционного списка могут отправлять свои машины по территории России, чтобы быстрее добраться до других государств.

В июле этого года Федеральная таможенная служба и Минтранс РФ разработали систему онлайн-контроля грузоперевозок с применением электронных навигационных пломб (ЭНП), связанных с ГЛОНАСС. По данным ФТС, для мониторинга установлено 20 автомобильных и 10 железнодорожных пунктов на границе.

Разрешение транзита было подписано президентом РФ еще в июле 2019 года, но правила перевозки с использованием ЭНП разрабатывались несколько месяцев. К марту 2020 года правовые нормы и требования к операторам были готовы.

Прежде чем ввести систему в эксплуатацию, ФТС совместно с «Системой отслеживания перевозок товаров» протестировали 1570 перевозок автомобильным транспортом, и 100 железнодорожным.

За машинами следят со спутника следующим образом:

  • Перевозчик заранее регистрируется в системе транзитного контроля;
  • За 2 часа до пересечения границы передает оператору данные о перевозке (товар, его происхождение, место отправления и назначения), предоставить данные о ТС и его предполагаемое время транзита;
  • При въезде на территорию РФ в течение 5 минут на фуру накладывается ЭНП.

Информация заносится в единый реестр транспортной безопасности, к которой имеют доступ таможенные и транспортные ведомства. Данные о движении автомобиля передаются онлайн, доступны перевозчику и грузоотправителю в личном кабинете. Контролирующие органы получают сведения о соблюдении правил.

Устройство пломбы

Электронный блок состоит из контрольного, коммуникационного и навигационного модуля. Информация пишется в реальном времени. Она шифруется средством криптографической защиты.

Каждые 2 часа пломба передает сведения о дате, времени, местоположении, скорости транспортного средства. В двух словах — это датчик позиционирования, аналогичный модулю GPS в автомобильных навигаторах.

При попытке испортить устройство оно сразу подает сигнал тревоги оператору пломбирования. ЭНП защищена от влаги, грязи, не боится жаркой и морозной погоды (диапазон температур от -40 °C до +70 °C). Работает автономно в течение 45 суток.

По словам директора ООО «Центра развития цифровых платформ» Елены Игнатенковой, наша разработка обгоняет зарубежные аналоги благодаря защите передаваемой информации и работает на отечественном программном обеспечении.

Данные нельзя перехватить со стороннего устройства, нельзя взломать код, запустить вирус и применить другие способы цифровых атак. «Защита персональных данных стоит на первом месте и осуществляется по российскому законодательству», — подчеркивает Елена Игнатенкова.

Но это не бесплатно

Перевозчикам помимо таможенных пошлин теперь нужно заплатить за установку пломб. Наложение ЭНП обойдется в 1224 руб., снятие — 996, посуточная аренда — 2500.

После активации пломбы водителю выдается именной талон, который нужно хранить и вернуть при выезде из России. Самостоятельно трогать, снимать и взламывать устройство запрещено.

В этом случае система расценивает эти действия как несанкционированный доступ, а контрольные органы могут принять это за попытку выгрузить запрещенный товар на территории России и конфисковать груз.

Есть трудности

Заместитель гендиректора Biocard Logistic Олег Байков высказал мнение на счет системы слежения в условиях эмбарго. «Пломбы устанавливают только в 30 пропускных пунктах — это чревато большими очередями. Для регистрации придется задействовать дополнительных людей».

«Бумажный талон нужно хранить всю дорогу. 21 век и документы на бумаге? Его легко потерять или испортить, тогда водитель и компания получат кучу проблем», — подчеркнул он. Также обращают внимание на ограниченный срок службы 45 дней, дополнительная трата времени на снятие, установку и отчетность.

Спорно, но выгодно

По прогнозам Минтранса по территории России будет проходить до 100 тысяч транзитных перевозок. Маршруты по суше короче и дешевле, чем морскими путями. Рейсы в обход России обходятся дороже на $5000.

Считается, что открытие санкционного транзита благоприятно повлияет на экономику, расширит контейнерные перевозки, позволит найти новых заказчиков в Европе и Азии.

Сейчас это особенно важно, ведь в условиях эпидемии потери транспортной отрасли составили 230 млрд. рублей.