В жаркой Индии всегда было множество товаров, представлявших интерес для торговцев из северных стран и России. Торговые отношения между Россией и Индией стали развиваться примерно в XV веке, когда тверской купец А. Никитин в поисках короткого удобного пути посетил государство Бахмани. «Хождение за три моря» — так называется путевой дневник купца, в котором он изложил подробности своего путешествия. Волжский путь в давние времена был единственным путем доставки товаров из Индии. Как обстоит дело теперь?
Развитие страны и сегодня поражает своей контрастностью. Индия по объему ВВП занимает в мире пятое место, а 4 млрд долларов приносят в бюджет страны IT-технологии. Однако в нищете живет четверть всего населения страны и около половины взрослых, как и в прежние давние времена неграмотны.
Места в 1-ой десятке стран Индия занимает по экспорту специй, зерна и чая. Несмотря на преимущественную занятость людей в сельском хозяйстве — до 60% населения, лишь 17,5% — его доля в ВВП. Постоянно увеличивается доля в ВВП легкой и тяжелой промышленности и на сегодня её объем около 26,6%. Наибольшее количество поступлений в бюджет обеспечивает сфера услуг — почти 56%.
Следует отметить, что среди отраслей экономики страны особое место принадлежит производству чая. В штатах Западная Бенгалия, Тамилнад, Керала и Ассам располагаются чайные плантации. В дельтах рек Кришны и Годавари (штат Андхра-Прадеш) располагаются главные плантации табака, в мире Индия занимает 3-е место по его производству. Предприятия химической промышленности преимущественно располагаются в штате Уттар-Прадеш в городах Матхуре и Бомбее; штате Гуджарат (г. Кайли), Мадрасе.
Калькутту можно назвать индустриальным центром джутовой промышленности, крупнейшие предприятия хлопчатобумажной промышленности располагаются в Ахмадабре и Бомбее. Практически во всех крупных городах имеются текстильные фабрики.В стране есть предприятия, выпускающие тяжелые машины, они располагаются в северо-восточных городах Ранчи, Дургапур, Бхопал, Читтараджан. В Бомбее, Мадрасе, Бангалоре, Хайдарабаде, Калькутте находятся центры машиностроения. Практически вся экономическая деятельность сосредоточена в четырех «коридорах», центры которых расположены в городах Калькутта, Дели, Мадрас и Мумбаи. Именно так можно структурировать хозяйственную деятельность страны.
Основная часть внутренних грузоперевозок страны осуществляется по железной дороге. Общая протяженность магистралей около 60 тыс. км., основные ветви проходят на побережьях и в долине Ганга. Ежедневно по ним перевозится примерно 800 тыс. тонн грузов, а это около 55% общего объема перевозок. Второе место занимает автотранспорт, на долю которого приходится чуть меньший объем перевозок. Протяженность автодорог 1970 тыс. км, примерно половина из них (960 тыс. км) с твердым покрытием. Правда, лишь треть населенных пунктов индийского государства имеют выходы к таким дорогам.
Морской транспорт осуществляет перевозку внешнеторговых грузов. Главным портом является Мумбаи, на долю которого приходится 12% общего грузооборота всех портов. Его доля в перевалке общих грузов примерно 20%. Калькутта, Мадрас и, конечно, Бомбей — города, в которых расположены крупнейшие порты. Индии принадлежит пятое место по объему перевозок грузов.
По внешне-экономическим отношениям Россия не является основным партнером Индии. Однако некоторые товары закупает в Индии давно, объем закупок чая несколько десятков лет практически не меняется. Более 30% чая, производимого в стране, приобретает именно Россия. Крупнейшие индийские импортеры Великобритания, Сингапур, США, Китай, Гонконг, ОАЭ.
Даже в 2009 году, в разгар кризиса, торговый оборот между Россией и Индией все увеличивался, тогда как торговля с другими странами потеряла былую активность. Импортировано из Индии в 2009 году товаров на сумму 1523,9 млн. рублей, при этом общий товарооборот составил 7460,4 млн. долларов — наторговали больше, чем в году предыдущем. А в 2008 году экспорт из Индии составлял 1706,9 млн. долларов, общий оборот 6937 млн. долларов.
Перечень ввозимой из Индии продукции не ограничивается чаем, довольно много товаров доставляется в Россию. Это механические устройства, оборудование различного назначения, электрические машины, наземный транспорт; пищевые продукты, в том числе чай, кофе, пряности, продукты переработки орехов, фруктов, овощей, злаки; табак, фармацевтическая продукция; продукция химической промышленности, оптические аппараты и инструменты.
Как правило, около 45 - 50 суток — срок перевозки контейнера. Морем контейнерные перевозки осуществляются из порта в Индии, в основном Мумбаи, через европейские порты или порты Котка. Возможно осуществление перевозки сразу в порты Санкт-Петербург, Новороссийск, Восточный, откуда по автомобильной или железной дороге груз доставляется в Москву или иной город России.
Чаще всего в Россию грузы отправляются в небольших объемах. Многие компании, транспортирующие индийские товары предлагают перевозку также и сборных грузов. Сбор грузов производится у агента морской линии, затем они отправляются на склады консолидации в порты Европы — Латвии, Германии, Финляндии. Доставка по маршруту из Мумбаи в Новороссийск является наиболее удобной.
Основная часть грузов из Индии попадает к нам по морю, и лишь небольшая часть по воздуху. Агентская сеть, которой располагают многие компании, специализирующиеся на перевозках из азиатских стран и Индии, позволяет им предлагать своим клиентам все необходимые услуги, связанные с перевозкой. Это оформление внешнеэкономических договоров, транспортной документации, таможенное оформление, а также предоставление для перевозки грузов необходимого транспорта. Кроме того, такие компании самостоятельно оплачивают платежи в государствах, через которые груз провозится транзитом, оказывают услуги и по страхованию и экспедированию грузов, складские услуги, которые могут понадобиться на определенных этапах перевозки.
Транспортировка по морю — оптимальный вариант доставки груза из Индии в Россию. При необходимости доставить небольшой груз выгоднее воспользоваться сборной перевозкой. А если вам требуется разовая или достаточно редкая доставка груза, то стоит иметь в виду, что доставить индийские товары можно и из Арабских Эмиратов, откуда их привезти выгоднее и быстрее. Из ОАЭ регулярно отправляются сборные грузы, для их хранения имеются консолидационные склады.
Обслуживанием грузоперевозок занимается огромное количество людей и компаний, а цены на товары и услуги не высоки.
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?
Вы можете оставить заявку на бесплатную консультацию наших специалистов.