Как только исчез «железный занавес» Россия стала активно импортировать товары из других стран. И в первую очередь предпочтение отдавалось, конечно же, более дешевым товарам. Именно тогда на российский рынок и хлынули китайские товары: детские игрушки, бытовая техника, электроника, канцелярские принадлежности, одежда, обувь, сувениры и многое другое. Возможно с тех пор бренд «Made in China» стал ассоциироваться с дешевой, не всегда качественной продукцией, собственно такими и были тогда многие товары из Китая. Однако время шло, и с тех пор многое изменилось, прежде всего, качество продукции произведенной в Китае заметно улучшилось, а вот цены остались почти такими же. И уже сегодня китайские товары в значительной степени востребованы на российском рынке, а значит, актуальность перевозок из этого региона до сих пор сохраняется.
По данным статистики в настоящее время Китай занимает первое место в мире по объему производства более ста видов продукции. Если говорить в цифрах, то 20% холодильников, которые продаются по всему миру, 25% стиральных машин, 30% кондиционеров и 50% фотоаппаратов произведены именно в Китае.
Только за последние тридцать лет импорт Китая возрос с 10,89 миллиардов долларов до 295,2 миллиардов, то есть увеличился в 27 раз. Также заметен и рост общего объема внешней торговли, с 20,64 миллиарда долларов в начале периода до 620,76 миллиардов в наши дни.
Наибольший рост импорта пришелся на время последнего экономического кризиса, когда потребители всего мира, и российские в том числе, стали предпочитать более дешевые товары. В этот период заметно снизился спрос на французскую одежду, итальянскую обувь, немецкую технику, а ведь еще в 90 годах прошлого века товары именно этих производителей были наиболее востребованы. Теперь же в первую очередь потребителей интересовала более дешевая продукция, произведенная в Китае и Турции. А если учесть, что в настоящее время китайские товары по своему качеству нисколько не уступают своим европейским аналогам, а рабочая сила в Китае осталась такой же дешевой, то становится понятным нежелание многих потребителей переплачивать только за бренд.
В последнее время, ввиду популярности китайских товаров в России, объем грузоперевозок из этого региона заметно увеличился. Согласно данным ФТС России динамика роста грузоперевозок из Китая просто налицо. В 2005 году объем импорта составил 7,25 млрд долларов, в 2006 — 12,89 миллиардов, в 2007 — 24,40 млрд, в 2008 — 34,75 миллиардов.
Особенностью экономической зоны Китая, является то, что производство различных товаров сгруппировано здесь по территориальному принципу. То есть компании, которые работают в одной отрасли, расположены в определенных регионах. Наиболее интересными поставщиками для России стали провинции Шэньчжене и Гуанчжоу, которые работают исключительно на экспорт. Именно отсюда нам поставляются китайская одежда, обувь и электроника, по крайней мере, большая часть этих товаров. Эти провинции отличаются от остальных регионов наличием энергоресурсов, хорошей сырьевой базой и развитой транспортной инфраструктурой.
Особенность работы с китайскими поставщиками заключается в том, что следует очень внимательно относиться к выбору партнера в этой стране. Дело в том, что многие китайские компании имеют право работать только на внутреннем рынке, что обусловлено местными таможенными правилами. И при отправке груза могут возникнуть проблемы с получением экспортной декларации. А потому нужно заранее поинтересоваться у предполагаемого партнера о наличии разрешения на внешнюю торговлю.
Кроме того, в Китае много компаний, которые имеют лицензии на внешнюю торговлю, однако сами ничего не производят. Это так называемые посредники, которые покупают товары у местных производителей и потом перепродают за границу. Как вариант, можно воспользоваться и их услугами, если, конечно, это выгодно.
В настоящее время Китай совершенствует логистику доставки своих товаров. Благодаря довольно развитому транспортному сообщению, сегодня грузы из Китая могут доставляться различными видами транспорта: автомобильным, железнодорожным, морским и воздушным. Однако у каждого из этих способов доставки есть и свои неоспоримые преимущества, и явные недостатки.
Автомобильные грузоперевозки широко используются внутри страны, в частности для доставки грузов до крупных складов в Пекине и Шанхае. Но в случае использования автомобильного транспорта для перевозки товара в Россию, стоит иметь в виду, что могут возникнуть определенные трудности. По территории Китая доставка не вызовет никаких проблем, однако потом грузу предстоит пройти почти через всю Россию или через Казахстан, что с точки зрения дорог почти одинаково, то есть хороших дорог там почти нет. Кроме того, этот способ доставки имеет еще и сезонный характер, зимой трассы никто не чистит, и из-за снега проехать просто невозможно, а весной и осенью некоторые дороги раскисают. Так что этот способ доставки груза из Китая используется редко и только в крайних случаях.
В отличие от автотранспорта, железнодорожный не имеет плохих дорог. Он даже обойдется значительно дешевле (почти в два раза), чем доставка товара самолетом. Такой способ считается не только относительно быстрым и привлекательным с точки зрения финансов, кроме того, сама партия товара может быть примерно 1,5 - 2 тонны, что иногда вполне достаточно. Срок перевозки из Пекина может составить 7 - 10 дней, а с учетом доставки груза до пекинских складов, это еще порядка 5 - 7 дней, общая дорога займет около 15 - 20 дней.
Но более доступным и удобным способом доставки грузов из Китая считается морской транспорт. Многие транспортные компании работают с крупнейшим консолидационным складом, который находится в Шанхае. Это наиболее значимый транспортный узел Китая, объем годового грузопотока которого, составляет более 8 миллионов контейнеров. Стоит также отметить, что это единственный способ доставки крупногабаритного груза из Китая в Россию (контейнерные перевозки). Однако большим недостатком доставки морским транспортом являются длительные сроки, в среднем порядка 45 дней.
Если показать на примере, то доставка груза морем по маршруту Шанхай - Котка, а затем в Москву займет от 35 до 50 дней в зависимости от погодных условий. При этом стоимость 20-футового контейнера по данным на март месяц 2010 года составит 5 200 долларов, если это будет 40-футовый контейнер — 7 400 долларов. Для негабаритного груза придется нанимать специальный контейнер типа Open Top или Flatrack, тогда стоимость перевозки будет рассчитываться индивидуально для каждого случая, но обычно она как минимум в 3 - 4 раза выше стоимости доставки стандартного 40-футового контейнера.
Как вариант, в последнее время распространен комбинированный способ доставки, морем до Владивостока, а затем по железной дороге до Москвы. При этом срок такой транспортировки может сократиться до 25 - 30 дней, однако в этом случае возможны задержки, как со стороны портовиков, так и со стороны железнодорожников.
Ну, а наиболее быстрым и безопасным способом доставки грузов из Китая является авиатранспорт. Ежедневно Пекин, Шанхай, Гуанчжоу, Гонконг отправляют свои самолеты в Россию, при этом уже в течение 72 часов можно будет получить свой груз. Единственным существенным недостатком такого вида перевозки можно считать высокую стоимость доставки товара, а поэтому таким вариантом транспортировки пользуются, когда нужно отправить грузы, требующие аккуратного обращения (скоропортящиеся товары, сложная электроника).
Кроме того, принимая решение об отправке товара самолетом, стоит иметь в виду, что этот вариант доставки будет выгоден только тогда, когда склад компании отправляющей груз находится недалеко от аэропорта. В противном случае в результате комбинирования авиатранспорта и автомобильного (до аэропорта придется везти товар на машине), теряется основное преимущество авиа доставки — быстрота. И тогда свой груз можно будет получить примерно через 3 недели.
При доставке грузов авиатранспортом из Китая нужно знать тот факт, что кроме специализированного грузового рейса можно воспользоваться и обычным пассажирским самолетом. Если вес груза не превышает 3 тонн, то лучше его перевозить традиционным пассажирским рейсом, это обойдется дешевле. Если же вес больше, то груз можно разбить на несколько рейсов. Ну, а когда этого сделать нельзя, то придется воспользоваться специализированными грузовыми рейсами. Правда, в этом случае нужно принимать во внимание то, что не только доставка обойдется несколько дороже, но и ее сроки также увеличатся (самолеты будут перегружаться в аэропортах — хабах). Единственным преимуществом в данном случае можно считать то, что крупные товары буду доставляться без разбивки на части.
Конечно, наиболее подходящим рейсом для доставки будет тот, в котором не потребуется перегружать товар, либо это процедура будет сведена к минимуму, так как это может привести к повреждению груза.
Говоря о сроках доставки авиатранспортом из Китая, стоит отметить, что при стандартных ставках таких грузоперевозок 3,5 - 6 евро, обычно срок перелета составляет 1 - 2 дня. Однако есть некоторые транспортные компании, которые при более низких тарифах готовы доставить товар в течение 3 - 5 дней. Только при этом никаких гарантий по срокам транспортировки они не дают. Нужно всегда помнить, что чем дешевле предлагается грузоперевозка, тем больше вероятность того, что этот вылет будет отложен ради более дорогого рейса.
В случае доставки из Китая небольшой партии товара, можно прибегнуть к так называемым сборным грузоперевозкам, не всегда выгодно заказывать для недорогой партии обуви, одежды, запчастей целый контейнер. Однако такой вид доставки может иметь и свои недостатки.
В случае если товар будет доставляться до одного из китайских складов на материке, это чаще всего Шанхай, Пекин, Нингбо, Иву, и затем в сборном контейнере он пойдет по морю или по железной дороге, то сроки доставки увеличатся на 5 - 7 дней, по сравнению с перевозкой обычного отдельного контейнера. Это время потребуется на консолидацию того количества груза, которое необходимо для отправки контейнера. Стоимость такой транспортировки обычно составляет порядка 200 евро за кубометр, однако у различных транспортных компаний она может отличаться, так что всегда можно выбрать подходящие условия. Если же товар хрупкий или по каким-либо условиям его не рекомендуется перегружать, то в таком случае его лучше отправить в отдельном 20-футовом контейнере. Эта же рекомендация будет справедлива, если объем партии составляет порядка 15 - 20 кубометров.
Другой вариант доставки сборных грузов предполагает транспортировку товара до склада консолидации в Пекине в почтово-багажное отделение. И от туда уже в Россию. При этом стоимость доставки составит 2,5 - 4 евро за килограмм груза, однако вес груза не должен быть более 2 тонн.
При транспортировке сборных грузов из Гонконга и Тайваня, их не везут не материк, это экономически невыгодно, а, кроме того, требует таможенного оформления. В данном случае используется вариант доставки LCL. Груз собирается агентом морской линии, дословно это и означает «загрузка меньше объема контейнера», и затем доставляется в какой-нибудь крупный европейский порт (это может быть Гамбург, Санкт-Петербург, Котка, Рига). Обычно стоимость такой транспортировки составляет порядка 200 - 300 евро за один кубометр, а это несколько дороже, чем вариант доставки через склад консолидации. Кроме того, иногда сами поставщики предлагают перевезти груз в какой-либо порт Европы бесплатно, однако такие предложения стоит заранее просчитывать. Нужно помнить, что даже если стоимость самой доставки относительно невелика, от 10 до 70 евро за один кубометр груза, то уже портовые сборы в пункте прибытия могут быть довольно внушительными, и они в ставку, как правило, не включаются.
Грузооборот товаров из Китая в Россию с каждым годом неуклонно растет. Это обусловлено применимым качеством товаров по очень низким ценам, что, конечно же, не может быть не замечено российскими импортерами. Удобные схемы сотрудничества также благоприятствуют развитию бизнеса. Ну, а в довершении всего прекрасное транспортное сообщение, при котором всегда можно выбрать наиболее оптимальный способ доставки товара, окончательно расставляет приоритеты при выборе зарубежных партнеров.
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?
Вы можете оставить заявку на бесплатную консультацию наших специалистов.