Как работать с таможенным брокером?

Главная / Статьи / Как работать с таможенным брокером?

Участникам внешнеэкономической деятельности по роду своей работы приходится сталкиваться с таможенными брокерами или как сейчас их принято называть с «таможенными представителями». Однако мало кто знает о причинах, по которым в одних случаях работа с ними складывается удачно, в других – не очень. Дело в том, что всех таможенных представителей можно условно разделить на три категории: тех, кто в своей работе ориентирован на таможню; тех, кто ориентирован на отстаивание интересов клиентов и просто нейтральных. Как правило, так обстоит дело на практике, хотя теоретически любой таможенный брокер, конечно же, должен отстаивать интересы своего клиента.

К первой категории таможенных представителей (ориентированных на таможню) обычно относятся те, кто стремиться сделать сам процесс таможенного оформления товаров максимально комфортным и удобным в первую очередь для работников таможни. Особенно если это касается различного рода брокерских контор при таможенных постах.

Как работать с таможенным брокером

Такие брокеры ни при каких обстоятельствах не пойдут на какое-либо противостояние с таможенными работниками. Любое их требование, пусть даже самое абсурдное, они всегда встретят с пониманием, даже если это кардинально расходится с интересами клиента. Каждая придирка таможенника, либо его требование, которое может противоречить законодательству, будет истолковано таким брокером, как руководство к действию. Участники внешнеэкономической деятельности, сотрудничающие именно с такими таможенными представителями, обычно всегда предоставляют гораздо большее количество документов, чем это требуется для процедуры оформления (ну, чтобы подстраховаться). Таких декларантов особенно любят таможенники, так как их можно гораздо чаще корректировать по стоимости, ведь выпуская товар по цене ниже риска, инспектор всегда рискует сам. Да и в случае определения кода ТНВЭД такие таможенные брокеры не хотят брать на себя ответственность, и эта процедура полностью ложится на тех участников внешнеэкономической деятельности, что связали свою работу именно с ними.

Список неудобств в работе связанной с этой категорией таможенных представителей можно, конечно же, продолжать, хотя и так уже понятно, что такое сотрудничество меньше всего отвечает интересам клиентов. Таким образом, вся работа этих брокеров по своей сути сводится к банальному занесению данных в таможенную декларацию, а уж о минимизации рисков таможенного оформления (в том числе и рисков, которые связаны с неправомерным действием работников таможни) и говорить не приходится. А ведь именно для этого и заключается договор с таможенным представителем (с целью использования всего потенциала его знаний).

Теперь стоит разобраться, в чем же причина таких действий брокера. Это может быть вызвано двумя основными факторами.

• Таможня и брокер действуют заодно. То есть, между ними давно существуют тесные дружеские отношения. Это хорошо отлаженный рабочий механизм, в котором ни в коей мере не учитываются ни интересы, ни проблемы клиентов, больше того, для них клиент сродни дойной коровы, и для него уже существуют заранее заготовленные шаблоны «развода». Картина такой таможни действительно идиллическая: с одной стороны таможня поставляет брокеру клиентов (конечно же, не забесплатно), а с другой – она не препятствует выходу декларантов именно от этого брокера. Вот так и живут.

• Низкая квалификация специалистов, состоящих в штате брокера, которые отвечают за таможенное оформление. Банальное отсутствие знаний по вопросам, относящимся к таможенному праву, не дает возможности таким сотрудникам правильно и главное самостоятельно определить грамотность таможенного оформления, в какой мере данная таможенная процедура оптимальна для конкретного этого случая, и насколько правомочны притязания таможенных работников к декларанту. Причем низкая квалификация подобных специалистов встречается буквально на каждом шагу, и не только в малоизвестных фирмах, но и в солидных логистических компаниях. К слову сказать, некоторые так называемые «крупные специалисты», как они про себя думают, до сих пор вполне серьезно считают, что с точки зрения закона существует только четыре способа определения таможенной стоимости при ввозе товаров, в чем, собственно, и уверяют своих клиентов.

Ко второй категории брокеров можно отнести так называемых «нейтральных таможенных агентов», которых собственно и брокерами то можно назвать с очень большой натяжкой. Они не проводят ни консультационной, ни подготовительной работы. Однако сказать, что они вообще ничего не делают тоже нельзя. Вот только то, что они делают, вряд ли можно отнести к функциям настоящих брокеров. Это в лучшем случае некая ячейка для передачи информации, в которую клиент вкладывает подготовленные документы, а таможня их забирает. Такие действия скорее напоминают работу курьера, правда стоит это намного дороже, чем просто нанять мальчика на побегушках.

И из опыта работы можно сказать, что из всех брокеров – это самые дорогие. Да, конечно, возможно им даже самим приходится «набивать» декларации, но согласитесь, такая работа стоит не очень дорого. Откуда же высокие цены? А дело тут в том, что брокерские конторы такого типа, как правило, имеют небольшое количество клиентов, и необходимый уровень прибыли они должны поддерживать за счет завышенных расценок на свои услуги. Кроме того, они довольно часто практикуют так называемые комиссионные для менеджеров, которые заключают контракты с клиентами. И суммы здесь совсем немаленькие (доходит до 50%), да и выплачиваются наличными. То есть все это опять же идет из кармана щедрого клиента.

Утруждать себя какой-либо работой брокеры из этой категории не любят. Многие чтобы избежать личного участия в таможенном оформлении (кстати сказать, прямых своих обязанностей) готовы предоставить клиенту даже свою печать, мол, сами там разбирайтесь, как хотите. Именно поэтому довольно просто распознать таможенных представителей такой категории. Если декларант сам постоянно находится на таможенном посту и сам регулярно общается с таможней, то это верный признак работы именно с таким брокером. В конечном итоге проще расторгнуть с ним договор, а сотруднику компании клиента, который безвылазно сидит на таможне, можно с чистой совестью присвоить звание «почетного декларанта».

Если говорить о причине, по которой брокеры этой категории именно так относятся к своей работе, то она проста и банальна (в 90% случаев) – это отсутствие необходимого уровня квалификации, причем, у подавляющего большинства сотрудников.

Ну, и, наконец, к третьей категории таможенных представителей относятся брокеры, которые в своей деятельности в большей степени ориентированы на отстаивание интересов своих клиентов. Они точно знают, кто им платит зарплату, и за что ее платят. Было бы, конечно же, неплохо, если бы только такие брокеры и работали с участниками внешнеэкономической деятельности. От них то и можно добиться внятных и вразумительных ответов в плане консультирования по таможенным вопросам, что для декларанта наиболее важно. Кстати сказать, именно у таких таможенных представителей некоторые консультации по каким-то мелким вопросам можно получить совершенно бесплатно, просто сотрудники таких брокерских компаний сами заинтересованы в том, чтобы в момент поставки товара на таможне не возникло каких-либо непредвиденных сюрпризов, поэтому заранее готовы ответить на вопросы клиентов. Да и консультирование проходит несколько иначе, чем у остальных брокеров. Рассматривается буквально все, и выбор таможенного режима, и процедура согласования с работниками таможни перечня необходимых документов, то есть, вырабатывается наиболее оптимальная схема таможенного оформления партии товара.

Как работать с таможенным брокером

Короче говоря, сотрудники таких брокерских компаний имеют достаточно высокую квалификацию не только в области таможенного законодательства, но и опыт работы в оформлении и завода, и многооборотной тары, и личных вещей руководителя. Понятное дело, что очень сложно быть грамотным специалистом в разных областях, поэтому хорошие брокерские конторы, как правило, имеют в своем штате различных высококвалифицированных, причем узкоспециализированных профессионалов (например, они могут специализироваться на различных группах товаров: пищевая продукция, косметика, химия, оборудование и т.д.). Встречаются и высококлассные специалисты, которые легко разбираются, какой именно товар ввозится и правильно ли определен его код.

С другой стороны такая квалификация брокеров вызывает к ним достаточно уважительное и дружелюбное отношение сотрудников таможенных постов, оформляющих конкретный товар. Так как такие брокеры регулярно отслеживают ситуацию в таможенном законодательстве, и таможенники ценят профессионализм сотрудников брокерских компаний, которые обеспечивают надежное декларирование товаров и приводят к ним солидных клиентов. А это в свою очередь не только делает лояльными самих таможенников в отношении таких серьезных брокерских компаний, но и дает возможность конкретным сотрудникам брокера лишний раз получить доступ к некоторым документам «для служебного пользования», что, конечно же, сильно облегчает работу с клиентами.

Вместе с тем, эти брокеры прекрасно понимают, что деньги им платит все-таки не таможня, а клиент, который, в конечном итоге, должен быть доволен работой брокера, и потому все попытки таможенных работников тем или иным образом превысить свои полномочия (которые, между прочим, установлены законом) тут же пресекаются. Причем брокеру бывает достаточно просто сослаться на таможенное законодательство, и конфликт сразу же будет исчерпан.

Говоря иначе, таможенные проблемы, при работе с такими брокерами, становятся общими проблемами и брокера, и клиента, а не только одного клиента, как это часто бывает в работе с другими таможенными представителями. А значит, если участник внешнеэкономической деятельности заинтересован в том, чтобы достичь результата наиболее рациональным способом и с наименьшими затратами, то он просто обязан работать только с брокерами из третьей категории, то есть ориентированными прежде всего на интересы клиента. При этом, конечно же, стоит учитывать специфику работы брокера с конкретной группой товаров.

Однако одного выбора брокера мало. Декларанту неплохо бы еще знать, каких именно услуг стоит ожидать от брокера, и за что конкретно платит клиент. Конечно же, все это должно быть прописано в договоре с таможенным представителем (и в тарифном соглашении).

Вот по поводу тарифного соглашения стоит заметить, что если там нет пункта о консультировании по таможенному вопросу, то его стоит туда внести. Как уже отмечалось, добросовестный брокер всегда заинтересован сам дать бесплатную консультацию, однако не стоит на это слепо рассчитывать. Тем более что, имея этот пункт в тексте документа, за отдельное вознаграждение и без подписания дополнительных соглашений всегда можно рассчитывать на необходимые консультации. Не стоит забывать, ввиду того, что оформление таможенных документов – дело не всегда предсказуемое и, как правило, остается в зоне риска, в самый неожиданный момент от таможенного представителя могут потребоваться какие-либо дополнительные действия (начиная от простой консультации и заканчивая обращением к вышестоящему руководству таможни). Так что такая запись будет своего рода страховкой на будущее.

Теперь немного о самих расценках на услуги. А они, как правило, складываются из стоимости самих услуг брокера и стоимости за работу на складе временного хранения товаров (по-другому, заезд за шлагбаум, как это принято сейчас называть). Сам заезд транспортного средства таможенного представителя за шлагбаум с целью предъявления товаров к таможенному оформлению (то есть на территорию таможни) обычно оплачивается отдельно и может составлять достаточно внушительную сумму. Иногда она доходит до 70% от стоимости всех услуг брокера. Времена, когда брокеры заезжали туда бесплатно (они были совладельцами таких складов) уже прошли, и теперь уже не вспомнить, а было ли это на самом деле.

К примеру, в марте 2009 года проходила реорганизация Московских таможенных постов, а попросту многие из них просто ликвидировали. В результате этого, резко возросла загруженность Московской области, и там сразу же подорожали расценки на услуги брокеров. А увеличились они именно в части стоимости таможенного экспедирования, куда собственно и входит плата за «заезд за шлагбаум». В то же время стоимость услуг за оформление ГТД и доп. листов, а также за подготовку и само проведение таможенного оформления осталась прежней.

Оплата доп. листов в крупных брокерских компаниях, которые, как правило, нацелены на долгосрочное сотрудничество со своими клиентами, идет сразу за комплект ГТД (2-3 доп. листа к ГТД обычно уже входят в эту же цену), при этом дополнительные доп. листы к декларации будут оплачиваться отдельно. Конечно же, логичнее всего платить таможенному представителю за оформленную ГТД и доп. лист к декларации. Однако не очень солидные компании расценивают свои услуги несколько иначе. Они берут деньги с декларанта так сказать «за код», а это уже, в плане работы брокера с документами, выглядит несколько совсем по-другому.

Теперь разберем следующий этап ценообразования услуг брокеров – плату за позицию. Если клиент подписал с брокером именно такое тарифное соглашение, то ему следует иметь ввиду, что в случае оформления товарных позиций из одной партии, которые пришли по одному контракту и у которых один код ТНВЭД, они должны декларироваться в одной позиции ГТД. Правда в данном случае оценить работу брокера в конечном итоге сможет только сам клиент, то есть, была ли проведена работа по каждой позиции товара в отдельности (изначально невнятные документы, возникновение вопросов по определению кода и пр.) либо просто было проведено банальное декларирование.

Еще одним моментом, на который нужно обратить внимание при определении оплаты за услуги брокера, является так называемый «процент от стоимости оформления партии товара». Совершенно неправильно было бы считать, что усилия таможенного представителя напрямую зависят от того, сколько стоит партия оформляемого товара. Стоит он много миллионов или несколько копеек, объем работы от этого не меняется. Так что делайте выводы.

А вот корректировка таможенной стоимости, выделенная отдельной строкой в тарифном соглашении, будет, конечно же, абсолютно нелишней. Собственно многие таможенные брокеры так и поступают, справедливо полагая, что клиент должен четко представлять себе все возможные риски.

Еще одной группой тарифного соглашения может быть целый ряд позиций, которые имеют прямое отношение к складу временного хранения (например, стоянка автотранспорта, хранение на таможенном складе, погрузоразгрузочные работы). Такие тарифы следует согласовать заранее, в противном случае волне возможны различного рода неприятные сюрпризы (и надо отметить очень дорогие сюрпризы) в виде выгрузки товара на складах временного хранения. Однако эти расходы можно и не отражать в договоре с брокером, если есть прямое соглашение с таким складом.

Кроме того, в тарифное соглашение могут быть включены еще некоторые позиции, причем, как отдельной строкой, так и пунктом в комплексе таможенного экспедирования. К таким позициям можно отнести услуги курьера, подготовку документов для оформления на таможне, изготовление копий таможенных документов, изготовление экземпляров перевода таможенных документов, поддержку при получении сертификатов и лицензий. При этом одни позиции могут быть включены в другие (например, услуги курьера могут быть включены в пункт по оказанию помощи в сертификации продукции).

Но кроме всего прочего, нужно реально оценивать ситуацию, и трезво понимать, изготовление каких документов действительно необходимо, а на каких можно сэкономить. В любом случае эта часть тарифного соглашения, как правило, остается на усмотрение клиента. К примеру, если документы имеют так называемый типовой вид, и в них нет большого количества необходимой логистической информации, то возможно перевод каждого листка и необязателен. В таком случае, по предварительной договоренности с таможней, имеет смысл предоставить им некоторый глоссарий повторяющихся терминов. Тогда возникает вполне законный вопрос: «А нужно ли загружать работой целый отдел переводов в брокерской конторе?». Проще говоря, пункт тарифного соглашения о переводе документов, за который, конечно же, придется платить деньги, нужно пересмотреть.

Если же в тарифном соглашении отдельной строкой будут прописаны услуги по получению классификационного решения или ксерокопированию документов, то такой документ стоит прочитать более внимательно на предмет завышения стоимости услуг брокера либо банального «впаривания» чего-то лишнего. Дело в том, что такие конторы просто пользуются правовой безграмотностью своих клиентов и берут деньги за то, что даже государство обычно делает бесплатно. А выше перечисленные услуги относятся как раз именно к таким.

Но наряду с этим, если конечные цены в тарифном соглашении указаны уже с учетом НДС, то это принято считать в какой-то степени хорошим тоном со стороны брокерской компании. А клиенту в процессе обсуждения и подписания такого документа лучше всего заранее оговорить этот момент.

Цены обычно указываются в рублях, так как большинство логистических компаний и клиентов давно уже работают в рублевой зоне. Конечно, при заключении контракта в валюте можно получить некоторую дополнительную прибыль, но в этом плане времена долларов и евро уже прошли, и наживаться на курсовой разнице серьезные брокерские компании сейчас уже просто не будут.