Особенности перевозки грузов по железным дорогам России, перспективы развития.

Главная / Статьи / Особенности перевозки грузов по железным дорогам России, перспективы развития.

По протяженности железнодорожных путей Россия находится на втором месте в мире после Соединенных Штатов Америки, а по длине электрифицированных железных дорог наша страна на первом месте. Кроме того, 20% всего современного мирового железнодорожного грузооборота приходится именно на российские железные дороги. Во многом это благодаря тому, что российские железнодорожные пути входят в состав общей евроазиатской сети железных дорог и являются связующим звеном между железнодорожными системами Европы и Восточной Азии.

Преимущества железных дорог.

Особенности перевозки грузов по железным дорогам России, перспективы развития

Из всей транспортной системы России на железную дорогу приходится примерно 40% общего количества перевозок внутри государства. И это довольно внушительная цифра. Железнодорожные перевозки в нашей стране востребованы по большей части из-за слабого развития других видов транспортных систем, особенно в регионах Сибири и Дальнего Востока, а также возможности осуществления круглогодичных перевозок и способности перевозить на далекие расстояния достаточно большие объемы различных грузов. Стоит также отметить, что железнодорожные перевозки наносят меньше вреда с экологической точки зрения, по крайней мере, они производят в пять раз меньше вредных выбросов в окружающую среду по сравнению с тем же самым автомобильным транспортом.

Динамика развития российских железных дорог.

Однако, несмотря на все эти преимущества, хотелось бы знать, ну, хотя бы в общих чертах, как в настоящее время обстоят дела в России с грузоперевозками по железной дороге, тем более что не всегда и не все было так хорошо. В период с 1993 по 1998 годы на рынке железнодорожных перевозок наблюдался серьезный спад, по сравнению с 1992 годом объемы перевозок по железной дороге внутри страны снизились почти на 49%. В последующие годы вроде бы наступил некоторый подъем, однако, достигнув объема перевозок порядка 1345 миллионов тонн, движение рынка вверх остановилось, так и не достигнув уровня 1992 года. Другими словами, можно констатировать, что сейчас рынок российских железных дорог переживает явно не самые лучшие свои времена.

На рубеже 2009 года случился небезызвестный кризис. И это, конечно же, сказалось на объемах железнодорожных перевозок в России. По крайней мере, если до 2008 года ситуацию в этой отрасли экономики можно было назвать стабильной, то уже с начала 2009 года динамика роста не только затормозилась, но и даже пошла в обратную сторону. А уже к концу года объем железнодорожных грузоперевозок снизился по сравнению с предыдущим периодом 2008 года на 12%.

Понятное дело, что и экономический кризис тоже не будет вечным, даже если он и мировой. И вот уже в начале 2010 года начался некоторый подъем отрасли. В январе на 17%, а в феврале на 11% по сравнению с показателями того же периода 2009 года. Видимо не так все плохо.

Что мешает двигаться вперед.

Особенности перевозки грузов по железным дорогам России, перспективы развития

Вместе с тем, стоит обратить внимание на тот факт, что объемы грузоперевозок по российским железным дорогам так и не достигли уровня 1992 года, затормозившись где-то на отметке 1345 миллионов тонн в год. И причин тут может быть несколько.

Во-первых, до 1992 года шло активное строительство новых линий железных дорог, впоследствии же они не только перестали строиться, а с тех пор общая протяженность железнодорожной колеи не увеличилась ни на метр, но даже и в некотором смысле сократились. К 2009 году протяженность активно эксплуатируемого участка железных дорог уменьшилась почти на тысячу километров.

Другой причиной, которая, несомненно, сдерживает рост объемов грузоперевозок по железной дороге, конечно же, стало то, что около 80% всех грузов перевозится по дорогам с низкой пропускной способностью. Их общая протяженность составляет порядка 8,3 тысячи километров, а это ни много, ни мало где-то 30% всей длинны главных железнодорожных коммуникаций нашей страны.

Ну, и третьим фактом, влияющим на экономические показатели, является давно устаревшая техника, которая до сих пор еще работает, и не может быть списана по причине отсутствия новой. Конечно же, парк железнодорожной техники требует обновления. И не признавать этого очевидного факта, значит, остановиться в развитии на уровне прошлого века.

Необходимые шаги для решения проблемы.

Для того чтобы хоть как-то решить проблемы, возникшие с российским железнодорожным транспортом, следует предпринять некоторые шаги.

1. Повысить общую безопасность всего железнодорожного транспорта.

2. Регулярно обновлять все основные средства производства.

3. Обеспечить все регионы, особенно отдаленные, всей необходимой железнодорожной техникой.

4. Довести уровень содержания российских железных дорог до мировых стандартов.

5. Уменьшить количество участков дорог с низкой пропускной способностью.

6. Активно привлекать инвестиции в железнодорожный транспорт.

7. Регулярно увеличивать объемы транзитных железнодорожных перевозок.

Реформы.

Особенности перевозки грузов по железным дорогам России, перспективы развития

Стоит отметить, что Правительство России уже пыталось начать реформирование железных дорог еще в 1998 году. Больших успехов это не принесло, однако некоторые сдвиги все-таки были. За 1999 год общий объем железнодорожных грузоперевозок возрос на 7%, за 2000 год – еще на 13%, а по итогам 2007 года прирост составил 31%. Конечно, такая вялотекущая динамика не внушает большого оптимизма, да и устойчивого роста экономических показателей пока не получилось. В связи с этим была разработана новая программа развития российских железных дорог на период до 2030 года под названием «Стратегия развития железнодорожного транспорта в России». Она предлагает довольно обширный перечень серьезных мероприятий, и, кроме того, предполагает два сценария развития событий, так сказать по максимуму и по минимуму.

Основные цели новой стратегии.

1. Организовать логистические центры в местах стыковки железнодорожных путей с неодинаковой шириной колеи.

2. Построить новые ветки железнодорожных путей и реконструировать старые. В рамках этого, уже сегодня АО «Российские железные дороги» взяло на себя обязательства по реконструкции участка дороги Хасан – Раджин, который относится к системе железных дорог Северной Кореи и имеет выход на Транссибирскую магистраль.

3. Увеличить грузопоток российских железных дорог, и в частности проходящего через Россию международного транспортного коридора «Восток – Запад». Для этого потребуется расширить торговые связи с европейскими странами на западе и с Кореей, северными регионами Китая и Японией на востоке.

4. Для повышения конкурентоспособности международного транспортного коридора проходящего через Россию, увеличить пропускную способность таможенных пунктов, обустроив их в соответствии с последними требованиями зарубежных стандартов.

5. Обеспечить все службы железнодорожного транспорта профессионально подготовленными, грамотными специалистами. Для этого не только потребуется совершенствование всех уровней системы обучения, но и утверждение новых образовательных стандартов в соответствии с реальной кадровой потребностью железнодорожной отрасли.

6. С целью повышения скорости продвижения грузов и снижения затрат на их перевозку, необходимо оптимизировать вагонопотоки и повысить эффективность их маршрутизации.

7. Привлечь инвестиции на развитие железнодорожной инфраструктуры и для обновления парка железнодорожных составов. Максимальная сумма инвестиций, которая согласно стратегическому плану должна быть привлечена в период с 2008 по 2030 годы, составляет 3 119 миллиардов рублей. В случае развития неблагоприятного варианта событий, планируется привлечь не менее 2 798,8 миллиарда рублей.

Перспективы развития железных дорог России.

Однако нужно правильно понимать, что успешное выполнение всех намеченных планов во многом будет зависеть не только от действий правительства Российской Федерации, но и от самих железнодорожников. К примеру, одно только восстановление магистрали, соединяющей Северную Корею и Россию, которая, кроме того, имеет выход на Транссибирскую железную дорогу, имеет огромное значение в плане модернизации международного транспортного коридора «Восток – Запад». Ведь в конечном итоге значительно сократятся сроки доставки грузов из Кореи, которые сейчас идут морским путем по маршруту Пусан – Владивосток. В результате уменьшатся расходы на перевозку таких грузов, да и доставка с 30 – 40 суток, в случае доставки морем, сократится до 13 – 18 дней, при транспортировке по железной дороге.

В силу особенностей географического расположения нашего государства, через территорию России проходит еще один международный транспортный коридор «Север – Юг», которые соединяет страны, находящиеся в северной Европе с государствами Персидского залива и побережья Индийского океана. В настоящее время уже назрел вопрос создания прямого железнодорожного сообщения западной ветви этого коридора. Впрочем, еще пять лет назад такое соглашение, а именно о строительстве новой железнодорожной линии, было подписано Ираном, Россией и Азербайджаном. И надо сказать, что работы по российской части проекта уже завершены, осталось достроить азербайджанский и иранский участки этой дороги.

Еще одним интересным направлением развития рынка грузоперевозок по российским железным дорогам может стать перспективное расширение международного транспортного коридора «Восток – Запад», и продление его как до центральных и западных регионов Китая, так и до северо-востока Соединенных Штатов и Канады. Работы по созданию этого коридора, который вероятнее всего будет проходить в направлении Мурманск – Усть-Луга, уже ведутся Международным Союзом Железных Дорог. Эта транспортная система, проходящая через всю Россию, должна сделать доставку грузов еще более быстрой.

Ожидаемые результаты.

Какие же результаты могут ожидать российский железнодорожный транспорт в случае успешного выполнения намеченной стратегии развития?

1. Полная ликвидация участков железных дорог имеющих низкую пропускную способность, при этом общая пропускная способность всей железнодорожной сети к 2030 году возрастет на 24%.

2. Повышение скорости грузоперевозок на 23%, в том числе скорость срочных контейнерных перевозок должна возрасти в 3,5 раза, и как результат, в 1,6 раза увеличение общего грузооборота.

3. Исполнение сроков доставки грузов отправляемых по железной дороге будет составлять 97% от общего количества, сейчас эта цифра значительно ниже.

4. Увеличение экспорта транспортных услуг в 2,8 раза за счет роста объемов транзитных перевозок.

5. Улучшение таких показателей, как экономичность, за счет снижения на 14,4% энергоемкости и на 9,1% расхода топлива, экологическая безопасность, в результате уменьшения выбросов вредных выхлопов в 3 раза, а также общая безопасность железнодорожного транспорта.

6. Уменьшение транспортоемкости ВВП на железнодорожном транспорте, так как в результате модернизации самого транспорта, а также его более эффективного использования общий объем грузоперевозок возрастет. В результате к 2030 году в случае развития событий по оптимистичному сценарию будет сэкономлено порядка 2 триллионов рублей, при менее обнадеживающем раскладе эффект от экономии составит 1 триллион рублей.

7. Темпы роста экономики государства, за счет внедрения этой стратегии, значительно ускорятся, что повысит ее конкурентоспособность. Общий экономический эффект этого проекта к 2030 году должен составить 40 триллионов рублей.

Что может помешать в реализации планов?

Что и говорить, возможные достижения, конечно же, впечатляют. Однако все планы правительства могут так и остаться нереализованными в силу вполне конкретных проблем, которые присутствуют сейчас на рынке перевозчиков.

1. Многие компании-перевозчики не хотят отходить от привычной наработанной годами, а потому, конечно же, удобной, схемы доставки товаров морем и менять ее на транспортировку по железной дороге, по крайней мере, до тех пор, пока старые логистические схемы будут исправно приносить доход без особых вложений.

2. Геополитическая ситуация в мире довольно неустойчива, и могут появиться новые международные транспортные коридоры в обход территории России в то время, когда российские пути еще не будут готовы к активной эксплуатации.

3. Финансовые средства, заложенные в стратегии развития, рассчитаны исходя из сегодняшних цен на ту продукцию, которая необходима для проведения реконструкции, строительства, и общего поддержания железнодорожной отрасли на должном уровне. Однако в случае увеличения этих цен, средств для выполнения поставленных задач может попросту не хватить.

4. Правительство не сможет привлечь необходимого количества инвестиций, и в силу каких-либо обстоятельств запланированные средства не будут выделены в полном объеме.

Выводы.

Стоит признать, что в настоящее время рынок железнодорожных перевозок в России остановился в своем развитии, и никак не может сдвинуться с этой точки. Стратегия развития железнодорожного транспорта, которую приняло российское Правительство, пока рисует только радужные перспективы. Однако реальные шаги в этом направлении требуют довольно значительных финансовых затрат, и будут ли они сделаны, покажет только время. Кроме того, нужно трезво понимать, что темпы развития российской железнодорожной отрасли зависят не только от правительства России. Внутренняя и внешняя политика государств имеющих непосредственное отношение к транспортным коридорам «Север – Юг» и «Восток – Запад» во многом сможет ускорить либо затормозить развитие российских железных дорог.?