Если есть возможность перевезти грузы автомобильным транспортом, то это обычно делают с помощью прицепов и полуприцепов. При этом доставка грузов таким способом по суше может осуществляться практически на любые расстояния, куда проложены автомобильные дороги. В зависимости от габаритов, технических параметров, а также от вида перевозимых грузов все прицепы и полуприцепы подразделяются на несколько типов. Однако главной их задачей является максимальная сохранность грузов в процессе транспортировки, насколько это только может позволить автомобильный транспорт.
Особенности развития российского рынка автомобильных перевозок.
В разных странах мира транспортная инфраструктура различна. Однако именно она в большей степени определяет динамику развития рынка автомобильных перевозок. Но кроме этого существуют и другие факторы, влияющие на то, насколько будут востребованы такого рода услуги в каждой конкретной стране. В России сложились свои особенности развития рынка автомобильных перевозок.
Развитие рынка прицепов и полуприцепов во многом зависит от динамики развития общего рынка автомобильных грузоперевозок и от рынка грузовой техники в частности. К примеру, если в 2009 году наблюдался некоторый спад на общем рынке грузоперевозок и снижение основных показателей на рынке грузовых автомобилей, то производство прицепов и полуприцепов к концу этого года также было сокращено примерно на 60%. Однако уже в последнем квартале 2009 года и в начале 2010 года производство автомобильной техники несколько возросло, возможно, из-за положительной динамики, которая сложилась к этому времени на рынке грузоперевозок. В любом случае, если эта тенденция сохранится и в дальнейшем, то это, безусловно, повлияет впоследствии и на рынок прицепов и полуприцепов.
Если рассматривать российских производителей прицепов и полуприцепов, то основными игроками на этом рынке на сегодняшний день являются:
- ОАО НефАЗ, которое производит порядка 30% этой техники;
- ОАО Автоприцеп-КАМАЗ, на их долю приходится 20% произведенных прицепов и полуприцепов;
- компания «Тонар» занимает порядка 15% этого рынка;
- ЗАО Новтрак производит не более 4%;
- на долю ОАО Уралавтоприцеп приходится всего лишь 3%.
Кроме того, на российском рынке прицепов и полуприцепов присутствует достаточно большое количество импортной техники. Наиболее популярны здесь изделия брендов Schmitz, они занимают 35% всего российского импорта, и Krone, которые продают в Россию более 15% от всех ввезенных. На долю других производителей приходится значительно меньшее количество такой техники: компания Koegel представлена всего 5% от общего импорта, а Kassbohrer и Lamberet - не более 3% и 2% соответственно.
Если говорить о видах прицепов и полуприцепов, то в настоящее время на российском рынке пользуются наибольшей популярностью тентованные варианты. В основном, благодаря своей универсальности они занимают около 45% всего рынка такой транспортной техники в России. Рефрижераторные прицепы и полуприцепы востребованы из-за своей узкоспециализированной направленности, на их долю приходится до 20% российской техники. Цистерны и контейнеровозы составляет соответственно 10% и 5% российского рынка.
Основные отличия прицепов и полуприцепов.
Прицепом называется транспортное средство, которое предназначено для транспортировки грузов. При этом оно оборудовано собственной передней осью и при помощи прицепного устройства может быть прикреплено к любому тягачу. В этом случае связь с тягачом осуществляется только для передачи тягового усилия, а вес груза равномерно распределяется по несущей раме самого прицепа.
В отличие от прицепа, полуприцеп, как правило, является составной частью тягача, и при транспортировке грузов своей передней частью опирается на его опорно-сцепное устройство. Кроме того, в отличие от прицепа, сам полуприцеп не способен передвигаться самостоятельно без <span id="1scep"></span> с тягачом. А при перемещении грузов, связь полуприцепа с тягачом нужна не только для передачи тягового усилия, но и частично для распределения общей нагрузки. Ведь в этом случае даже если вес груза и будет размещен на несущей раме полуприцепа, он равномерно распределяется на свои колеса и на колеса тягача.
Что касается оборудования прицепов и полуприцепов, то само сцепное устройство, как правило, является стандартным и универсальным. Колеса же этих транспортных средств могут быть оснащены гидроприводом. Он в свою очередь может быть двух вариантов: в одном случае это гидропривод от двигателя тягача, в другом — активный механический привод. Могут быть применены и дополнительные системы, управляющие поворотом колес, но это используется, если требуется улучшить маневренность автосцепки. Тяжелый вариант прицепов и полуприцепов, когда их масса превышает 750 килограмм, требует обязательной установки собственной тормозной системы.
Транспортное средство, предназначенное для перевозки длинномерных грузов, называется роспуск. Это некоторая комбинация прицепа и полуприцепа. При этом сам груз обычно располагается спереди и сзади роспуска на специальных ложементах, и его вес равномерно распределяется между несущей рамой роспуска, его колесами и самим тягачом.
Универсальные прицепы.
К неспециализированным транспортным средствам, которые предназначаются для перевозки грузов различного назначения, принято относить универсальные прицепы, а также бортовые полуприцепы.
Как разновидность универсального полуприцепа можно рассматривать полуприцеп джамбо (Jumbo). Он используется для перевозки сложных или габаритных грузов, объем такого прицепа 96 - 125 кубометров, или грузов большого веса (где-то до 24 тонн). Благодаря своей конструкции, из-за уменьшенного диаметра колес задней оси такого полуприцепа и Г-образной конфигурации пола (в сторону кабины пол приподнят), удалось достичь большой вместимости такого полуприцепа.
Для перевозки больших объемов груза на большие расстояния, обычно между городами, которые расположены далеко друг от друга, используют универсальные прицепы — фуры. Вместимость такого прицепа может быть от 55 до 120 кубометров, а грузоподъемность до 24 тонн. Как разновидность фуры можно рассматривать так называемую еврофуру (тентованный полуприцеп) грузоподъемностью 20 тонн, вместимость которой составляет 33 паллет. Особенностью еврофуры является то, что для удобства проведения погрузо-разгрузочных работ у нее могут быть сняты боковые стойки и боковые борта.
Еще одним видом универсального прицепа можно считать и <span id="2scep"></span>. Как правило, это соединенные вместе прицеп и полуприцеп, либо два прицепа. Это позволяет перевозить грузы достаточно больших объемов, до 120 кубометров.
Рефрижератор.
Рефрижератором называется полуприцеп, который оборудован специальным холодильным агрегатом, способным поддерживать постоянную температуру в пределах от +12 до -20 градусов Цельсия включительно. Как правило, такая техника используется для перевозки грузов, требующих соблюдение температурного режима, на далекие расстояния, либо в случае если груз нельзя оставить даже на незначительное время без температурного контроля. В зависимости от того, какой температурный режим может поддерживать холодильный аппарат внутри пустого контейнера, все рефрижераторы подразделяются на определенные классы:
- класс А — температура от +12°C до 0°C;
- класс В — температура от +12°C до -10°C;
- класс С — температура от +12°C до -20°C;
- класс D — температура не более +2°C;
- класс Е — температура не более -10°C;
- класс F — температура не более -20°C.
Согласно европейским правилам АТР Europe, при перевозке скоропортящихся грузов, как правило, это продукты, необходимая заданная температура должна поддерживаться не менее 12 часов без дополнительного обслуживания холодильной установки. К таким продуктам относятся: рыба, фрукты, кондитерские изделия, мясо, овощи, цветы, шоколад и другие скоропортящиеся продукты. Время перевозки таких грузов строго ограничено, кроме того, к самой таре, в которой происходит транспортировка, предъявляются определенные санитарные требования. Все это делает именно рефрижераторные перевозки наиболее регламентированными из всех других видов перевозок.
Изотермический фургон.
В отличие от рефрижератора изотермический фургон не оборудуется холодильной установкой. Он способен поддерживать какую-либо определенную температуру только непродолжительное время. А соответственно, такой прицеп подходит для перевозки грузов, требующих хранения при определенной температуре, на небольшие расстояния.
Полуприцеп-контейнеровоз.
Полуприцеп-контейнеровоз относится к транспортным средствам узкоспециализированного назначения, и используется для перевозки морских контейнеров с контейнерной площадки порта прибытия в пункт назначения груза. При этом стандартный полуприцеп-контейнеровоз при своей длине 12,5 метров, ширине 2,5 метра и погрузочной высоте 1,4 метра, может перевозить общего груза массой до 31 тонны, это один, как правило, 40 футовый контейнер или два 20 футовых.
Кроме стандартных полуприцепов-контейнеровозов существуют также и низкорамные варианты. Они отличаются не только своими габаритами (длинна 12,6 метра, ширина 2,5 метра, погрузочная высота 1,1 метра), но и грузоподъемностью, могут перевозить 34 тонны общего груза. На таких полуприцепах можно разместить либо два стандартных 20 футовых контейнера, либо один высокий 20 футовый контейнер, либо один 40 футовый.
Автовозы.
Специализированные полуприцепы, предназначенные для перевозки автомобилей, называются автовозами. Причем для транспортировки грузовых автомобилей они бывают, как правило, одноярусными, а для легковых — двухъярусными. Один стандартный автовоз может вместить от 6 до 8 легковых автомобилей, однако бывают и более вместительные варианты, которые вполне способны перевезти 10 - 12 легковых автомобилей. По своей конструкции автовозы могут быть как открытого типа, так и тентованные, и бортовые.
Цистерны.
Жидкие грузы, а также наливные грузы перевозятся при помощи герметичных полуприцепов-цистерн. К таким грузам относятся: нефть и нефтепродукты, различные газы в жидком и сжиженном виде, пищевые продукты, а также напитки, химические жидкости, строительные материалы (причем как в жидком, так и в сыпучем виде). При этом сами транспортные средства для перевозки> таких грузов подразделяются на прицепы-цистерны, автомобильные цистерны, полуприцепы-цистерны и просто заправщики.
Для более эффективной работы по заполнению цистерн и их опорожнению (сливу жидких и наливных грузов>), все транспортные средства такого типа оснащаются системами клапанов и шлюзов, исправность которых обязательна при транспортировке грузов.
Тралы.
Особо тяжелые и крупногабаритные грузы перевозятся с помощью специальных полуприцепов — тралов. Они представляют собой группу самых больших автомобильных полуприцепов. Обычно их длина составляет 13 метров, а ширина 2,5 метра, при грузоподъемности 36 тонн. Однако такие транспортные средства вполне могут перевозить и грузы весом 100 тонн и более. Грузами для них в данном случае является промышленное оборудование или различного рода строительная техника. Кроме того, низкорамники, как один из видов тралов, для удобства погрузки и выгрузки, как правило, оборудуются специальными откидывающимися трапами. Они также могут быть оснащены поворотными осями, и вообще могут иметь большое количество осей.
В свою очередь сами тралы подразделяются на три класса. К легкому классу относятся те из них, которые предназначаются для перевозки строительной, специальной, либо сельскохозяйственной техники общим весом не более 50 тонн, и имеют до 5 осей.
Полуприцепы-тралы среднего класса могут иметь, как правило, до 8 осей, и способны перевозить более тяжелую технику, а также негабаритные грузы общим весом до 200 тонн.
К тяжелому классу тралов относятся так называемые низкорамники. Они предназначены для перевозки грузов свыше 200 тонн. Обычно такие сложные транспортные средства состоят из нескольких многоосных тралов, которые последовательно сцепляются друг с другом в единую общую конструкцию. Такую технику обычно широко используют судостроительная, ракетно-космическая, энергетическая отрасли экономики.
Выводы.
В заключении хочется отметить, что стоимость аренды прицепов и полуприцепов в большей степени зависит от самого груза, а также от тех требований, которые предъявляются к его сохранности во время перевозки. Кроме того, имеет значение тоннаж арендуемого автомобиля и срочность доставки. Так, к примеру, стоимость аренды фуры или контейнеровоза может колебаться от 700 до 1000 рублей за один час, в зависимости от тоннажа транспортного средства. А если это бортовой полуприцеп, то за каждый километр пути нужно будет прибавить по 25 - 30 рублей. Аренда автовоза может составить примерно в 8 000 тыс. рублей, однако и тут за каждый километр пути добавляется по 30 - 45 рублей. Рефрижератор может обойтись где-то 500 - 850 рублей за один час аренды, и еще плюс еще 18 - 30 рублей. Опять же при определении арендной стоимости стоит учитывать тоннаж автомобиля.
Таким образом, в настоящее время на российском рынке автомобильных перевозок можно найти за вполне приемлемую цену необходимый прицеп или полуприцеп, тем более что сам выбор действительно очень велик.