Все города: 8 (800) 234-50-76 Москва: +7 (495) 133-92-51

Корректировка таможенной стоимости и как ее можно избежать

Известно, что товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, проходят процедуру таможенного контроля. При этом их таможенная стоимость в итоге может существенно изменяться не в пользу получателя товара в результате процедуры корректировки.

Корректировка таможенной стоимости (по-другому КТС) уже никого не удивляет. Брокеры, иностранные партнеры, таможенники, сами участники внешнеэкономической деятельности не только давно уже смирились с этой процедурой, но и считают ее чем-то обязательным в процессе оформления ввозимой продукции.

А между тем мало кто знает, что во многих случаях (если цена товара не была занижена и заявлялась верно) корректировка проводится с нарушениями действующего законодательства.

Обычно этим пользуются недобросовестные таможенники, зная, что участники внешнеэкономической деятельности не хотят вникнуть в законодательство.

Существует «Закон о таможенном тарифе», в котором не только четко прописан порядок определения стоимости экспортируемых товаров, но и в последовательном порядке приведены шесть методов, указан алгоритм расчета и условия его применения.

Как показывает практика, в жизни нашли применение только два способа— первый и шестой. На них нужно остановиться поподробнее.

Статья 19 «Закона о таможенном тарифе» описывает первый из методов определения ценности — метод по цене сделки. Если следовать написанному, то в большинстве случаев именно по этому способу должна определяться оценка товаров ввозимых на территорию Российской Федерации.

Однако на практике таможенные работники под различными предлогами отказывают в применении именно этого способа. И происходит это из-за банальной правовой неграмотности участников внешнеэкономической деятельности.

Именно в этой девятнадцатой статье закона четко определены четыре случая, когда сам декларант может применить первый метод расчета. Остальные случаи, не указанные в статье, не являются основанием в отказе использования первого метода, и об этом нужно просто знать.

Немного подробнее про первый вариант. Когда по закону участник внешнеэкономической деятельности имеет право им воспользоваться, то прежде всего стоит внимательно изучить само понятие таможенной стоимости и что в нее входит.

Это не только цена, но и различные расходы понесенные в результате проведения данной сделки. Сюда могут входить расходы по транспортировке до границ Российской Федерации, затраты на погрузку, разгрузку, упаковку, маркировку, агентские и комиссионные выплаты.

Стоимость может считаться недоказанной и работники таможни откажут в праве использования первого метода расчета, если декларантом не будут предоставлены документы, подтверждающие расходы.

А потому участник внешнеэкономической деятельности должен заранее позаботиться о необходимых документах, чтобы расходы понесенные в результате сделки были задекларированы и имели документальное подтверждение.

Допустим, импортеру отказано в применении первого метода. Логично предположить, что сотрудники перейдут ко второму способу и определят стоимость, опираясь на аналогичные ввозимые товары, как предписывает «Закон о таможенном тарифе». Не все так просто.

Дело в том, что для этого работникам таможни придется посмотреть массу данных. Речь идет не только о ценовой информации, еще отслеживается, чтобы товар был ввезен примерно в то же время и на тех же условиях. Это и объем, и условия оплаты, и условия инкотермс.

Потом нужно взять на себя ответственность, что найденная информация действительно похожа на оформляемый случай. Короче говоря, российская таможня не хочет терять время и брать на себя ответственность.

В результате отказ в первом методе на практике означает автоматический отказ и во втором, и в третьем, и в четвертом, и в пятом способах.

В ответ получают стандартную формулировку «Отсутствие у таможенных органов необходимой информации». Можно только догадываться о настоящих мотивах. Банальная лень инспекторов, которые не хотят заглянуть в базу данных, или сознательное выведение на корректировку стоимости.

Проверить это невозможно. Варианты определения со второго по пятый включительно существуют только в теории, и на практике не используются.

При оформлении незначительной сделки, в случае непринятия таможенными органами декларируемой цены, участнику внешнеэкономической деятельности сразу же рекомендуется определять таможенную стоимость по шестому методу закона. То есть сразу делать корректировку.

Как правило, спорить с таможней никто не решается и соглашаются со стоимостью, которую навязывает сам орган. В этом случае импортер также нарушает закон.

Дело не в пропуске четырех пунктов закона. Сама процедура расчета проводится с грубыми нарушениями.

Согласно «Закону о таможенном тарифе» шестой метод расчета представляет собой расширенный второй или третий способы. С разницей, что ценовая информация по аналогичным товарам должна браться не за указанный период, а за целый год. Шестой вариант расчета очень хорошо прописан в двадцать четвертой статье закона.

На практике таможня проводит расчет исходя из профилей риска и к ценовой информации не обращается. Хотя в законе прописано, что никакие фиктивные показатели не могут приниматься за стоимость.

Да, профили риска существуют, но они даются инспекторам в качестве индикатора для работы. Другими словами если таможенная цена будет ниже риска, значит, что нужно тщательно перепроверить поданные документы.

На практике на границе сразу предлагают такую стоимость, чтобы не проводить более сложных аналитических расчетов, хотя это и является их прямыми обязанностями.

В результате импортеры регулярно сталкиваются с корректировкой нарушающей закон, в чем они сами участвуют. При этом руководство инспекторов осведомлено о ситуации. Их это устраивает, ведь существует план сбора пошлин.

Зная эту ситуацию, работа с таможной не упрощается. Эти знания не гарантируют участникам внешнеэкономической деятельности избавления от попыток таможенных органов применить корректировку стоимости. Тем не менее, есть вполне реальная возможность провести эту процедуру согласно закону.

В одних случаях это поможет настоять на применении первого метода расчета, когда будет попытка отказать в нем, в других — использовать шестой способ без ссылок на профили риска.

Подводя итоги, не стоит сразу соглашаться с предложением таможни на корректировку и делать ее самим. Иначе участники внешнеэкономической деятельности лишаются возможности обращаться в вышестоящие органы или арбитражный суд для обжалования.

Но это только в крайнем случае. Изначально нужно до последнего использовать убеждение инспектора и настаивать на применении первого метода расчета.

Международные перевозки.

ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?

Вы можете оставить заявку на бесплатную консультацию наших специалистов.
После получения заявки менеджер cвяжется с Вами и ответит на все интересующие Вас вопросы