Обычно, для того чтобы не принять заявленную таможенную стоимость товара, у работников таможни существует стандартное определение: «Не предоставлено необходимого количества подтверждающих документов». Получив отказ, участник внешнеэкономической деятельности вряд ли даже знает, о каких именно документах вообще может идти речь в данном случае.
А между тем список таких документов, именно для таможенного оформления товаров, существует. В Федеральной Таможенной Службе есть даже вполне конкретный приказ по этому поводу, речь идет о приказе ФТС № 536 от 25.04.2007 года. С ним, кстати, можно ознакомиться здесь: http://www.rg.ru/2010/04/16/tamozhnya-dok.html. Но как это всегда бывает, дело одним приказом, конечно же, не ограничилось. И в недрах Федеральной Таможенной Службы были разработаны дополнительные методические рекомендации специально для контроля таможенной стоимости ввозимых товаров. Ими то и пользуются наши таможенники, проверяя правильность заявленной таможенной стоимости товара. Вот только список требуемых документов, которые должен быть предоставлен участником внешнеэкономической деятельности, здесь гораздо шире. К примеру, если товары задекларированы для расчета по первому методу, то их стоимость контролируется исходя из положений приказа № 1022 ГТК России от 16. 09. 2003 года. В нем указаны следующие документы, которые должен предоставить импортер:
- договор или контракт, все приложения и дополнения к нему, а также действующие изменения;
- счет-фактура (инвойс), а в случае оплаты счета, платежные банковские документы, либо счет-проформа (в том случае, если сделка считается условно-стоимостной), кроме того, любые другие платежные либо бухгалтерские документы, которые могут отразить стоимость товара (транспортные документы);
- страховые документы (в зависимости от их наличия), если договор предполагает такие условия поставки;
- калькуляция транспортных расходов или счет за транспортировку груза, в том случае, если в цену сделки эти расходы не были включены, либо были заявлены вычеты транспортных расходов из цены сделки;
- декларация таможенной стоимости товара, копия грузовой таможенной декларации и некоторые другие.
В принципе, ничего необычного нет в этом перечне документов, если бы не последняя приписка «некоторые другие». К великому сожалению, подобные перечни обязательных к предоставлению документов очень часто заканчиваются именно так. А это значит, работник таможни в принципе имеет полное право потребовать от участника внешнеэкономической деятельности абсолютно любой документ, который только взбредет ему в голову, даже если такого просто не существует в природе. И не предоставление такового, грозит импортеру, конечно же, отказом в принятии заявленной таможенной стоимости товара. Казалось бы ситуация безнадежная, и надо соглашаться с корректировкой таможенной стоимости, однако не нужно торопиться с выводами.
Есть два момента, которые нужно просто знать, попадая в такую ситуацию. Во-первых, если таможенник выдал запрос на документ подобного рода, каждый участник внешнеэкономической деятельности может либо представить такой документ, либо аргументировано отказать в его предоставлении. Конечно же, отказ должен быть в достаточно развернутой письменной форме, и, кроме того, к нему должны быть приложены различные документы, подтверждающие правоту импортера. К примеру, такой документ, как экспортная декларация при ввозе товаров из Европейского Союза, как правило, отсутствует, ввиду того, что европейские страны переходят на электронное декларирование. И наша таможня не может этого не знать. Но все же, к тексту своего письменного отказа следует приложить письменный отказ поставщика, в котором он сообщает причины, по которым он не может предоставить декларацию, однако при этом полностью подтверждает указанную цену. Не лишним будет также приложить к этому документу и информационное письмо представителю Федеральной Таможенной Службы в Германии Антону Журавлеву из немецкого министерства финансов по поводу перехода на вариант электронного декларирования товаров, и невозможности предоставления в дальнейшем заверенных экспортных документов на бумажных носителях.
Вторым моментом, о котором также нужно помнить, является то, что у большинства арбитражных судов есть твердая позиция, согласно которой, таможенными органами у участника внешнеэкономической деятельности не могут быть запрошены документы, какие не могут быть получены им в силу обычаев мировой торговли. Все это как раз и относится и к экспортным декларациям, которые так сильно любят таможенники, и к калькуляциям себестоимости, и к счетам за транспортировку, которые должны оплачивать продавцы. И если действия какого-либо инспектора будут обжалованы судом, то абсурдные требования о предоставлении подобных документов, скорее всего, буду сняты еще до судебного разбирательства, причем вероятнее всего это будет сделано на уровне таможенного руководства.
Тем более что время сегодня уже не то, что раньше, да и таможня теперь совсем не та. Если в былые годы работники таможни практически безоговорочно верили всякой бумажке, которая предоставлялась из-за границы, то теперь они все больше доверяют отечественным документам, особенно при принятии окончательных решений: счетам-фактурам при продаже, договорам с покупателями, справкам о постановке на баланс. Вот, например, товар растаможен, и при его продаже первая наценка составляет не более 20% (другими словами ввезли товар по 10 евро за штуку, а продают по 12 евро), заподозрить импортера, в том, что он завез товар по 30 евро за штуку, может только сумасшедший. Поэтому и таможня уже не возражает против такой заявленной таможенной стоимости, игнорируя при этом свои же собственные таможенные риски.
Таким образом, когда у участника внешнеэкономической деятельности есть твердая уверенность в том, что подобные документы будут предоставлены, можно порекомендовать ему воспользоваться вариантом выпуска товара под депозит. При этом импортером сначала уплачиваются платежи исходя из скорректированной стоимости товара, на что таможня выдает расписку с указанием сроков, в которые должны быть предоставлены необходимые документы, подтверждающие заявленную стоимость товара. Ну, а дальше все просто. Если документы не предоставляются вовремя, то деньги уходят в доход государства, если предоставляются, то переплата перечисляется обратно на счет предпринимателя. Стоит заметить, что существует некий неписаный закон, когда первые две-три поставки таможня еще берет депозит, остальные проходят с заявленной таможенной стоимостью товара.
Теперь немного о том, чего, скорее всего, не стоит делать. А именно, не стоит сразу соглашаться с таможенными органами на корректировку таможенной стоимости товара, тем более, если она необоснованная. Таким образом, сами участники внешнеэкономической деятельности провоцируют таможню на то, чтобы она подняла уровень страховых рисков. Ведь если кто-то готов платить такие деньги, значит, товар столько и стоит. А всякие попытки других импортеров предоставить убедительные аргументы против этого, расцениваются как сознательное занижение ими таможенной стоимости и никак иначе. То есть безоговорочное соглашательство в данном вопросе, скорее всего, может сыграть злую шутку с другими импортерами.
То же самое относится и к необоснованным требованиям таможенных работников по поводу предоставления несуществующих документов. Не нужно спешить их выполнять. Конечно, современные компьютерные технологии позволяют нарисовать практически любой документ любой страны. Однако не стоит забывать, что не все участники внешнеэкономической деятельности готовы воспользоваться этим способом разрешения таможенных споров. К слову сказать, попадаются и очень честные и упорные в стремлении доказать свою правоту коллеги-предприниматели. И тогда обман тех, кто уже успел нарисовать запрашиваемую таможней бумажку, конечно же, раскроется. Кстати, был такой случай. Один очень принципиальный участник внешнеэкономической деятельности, мотивирую свой отказ предоставить экспортную декларацию, принес на таможенный пост кипу очень серьезных бумаг, и каждая за подписью чудь ли не самого американского посла. Работники этого поста действительно были сильно удивлены такому повороту событий, ведь именно такие декларации они требовали у всех остальных, и что самое интересное, все остальные их предоставляли. Закончилась эта история довольно грустно для тех, кто успел таки нарисовать подобную бумажку, которой, как выяснилось, в природе просто не существует. Все без исключения были привлечены к ответственности за предоставление недостоверной информации при таможенном декларировании.
Пришло время остановиться на процедуре корректировки таможенной стоимости более подробно. Вообще действия импортера должны начинаться еще задолго до непосредственного пересечения товаром таможенного пункта. Грамотный участник внешнеэкономической деятельности, перед тем как завезти свой товар, обязательно уточнит, а не попадает ли он под таможенные риски. Конечно, узнать об этом можно и в специализированных средствах массовой информации и в Интернете на порталах, которые специализируются на логистике. Но поскольку импортер грамотный, он обязательно посетит конкретный таможенный пункт, через который и должен будет пройти конкретный товар, и уже там, на месте, все узнает. Тогда уже точно для него не станет неприятным сюрпризом требование таможенных работников подтвердить стоимость этого товара. В то же время, если товар попадает в зону рисков, то есть предполагаемая заявленная стоимость товара будет ниже таможенных рисков, всегда есть возможность заранее запастись именно теми документами, которые потребуются именно на этом таможенном пункте. Но, как правило, это документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товара, которые лучше всего у поставщика запросить заранее (экспортная декларация, страховой полис). Можно заранее подумать и о документах, которые могут заменить те, что требует таможня. Например, для товара из стран Европейского Союза, в которых применяется электронное декларирование, в качестве оправдательного документа для таможни может стать бумажный сопроводительный документ.
Сама же процедура корректировки таможенной стоимости может выглядеть следующим образом. Таможенный инспектор, конечно же, рассмотрит все выше перечисленные заготовленные заранее документы. Кроме того, он, скорее всего, запросит документы, подтверждающие иные расходы, которые также могут быть включены в заявленную таможенную стоимость. Но это зависит, как именно был заключен договор транспортировки, точнее от чьего имени. Если же инспектор соглашается с заявленной таможенной стоимостью, то вероятнее всего декларанту будет предложено заполнить специальную анкету, в которой вопросы составлены таким образом, чтобы, отвечая на них, стал понятен принцип формирования цены товара. Это своего рода некоторое пояснение к сделке. Однако и этого пояснения таможенники могут счесть недостаточным. Тогда до окончательного уточнения той стоимости, которую заявил импортер, ему будет предложено оформить товар так сказать «условно». То есть по тому варианту, который был описан ранее, с последующим предоставлением подтверждающих документов.
В этом случае отказ в использовании методов определения таможенной стоимости со второго по пятый можно считать скорее формальным. И применяя любимую формулировку о том, что у таможенных органов отсутствует необходимая ценовая информация, она, то есть таможня, переходит к резервному шестому методу определения. Далее следует нарушение «Закона о таможенном тарифе» и таможенная стоимость ввозимого товара определяется согласно цене, прописанной в таможенных рисках. И в ход пускается дополнительный документ — бланк корректировки таможенной стоимости, в котором и прописывается та необходимая доплата таможенной пошлины, которую нужно будет внести. Когда эти документы будут подписаны, составляется таможенная расписка в том, что товар пропущен через таможенный пункт, и в месте с ней требование предоставить необходимые документы в течение указанного срока (он, как правило, составляет сорок пять дней).
Вообще перечень документов может периодически меняться, но основные документы, которые обычно подлежат затребованию, как правило, неизменны. Речь идет о копии платежного поручения, которая подтверждает факт оплаты товара и документах, способных подтвердить цену, по которой товар реализуется на внутреннем рынке (это могут быть счета-фактуры, либо выставленные счета, договора с клиентами, справки о постановке на баланс и другие подобные документы), если, конечно же, речь идет о перепродаваемых товарах. В том случае, когда по условиям отсрочки платежа нельзя уложиться в сроки, отведенные таможенным инспектором, в таможне можно взять разрешение на продление сроков, и предоставить документы позже. Кроме того, если участник внешнеэкономической деятельности считает необходимым предоставить какие-либо иные дополнительные уточняющие документы, которые не были запрошены таможенным инспектором, и какие могут подтвердить заявленную таможенную стоимость, то он, конечно же, может это сделать. И уже в ходе принятия решения о признании или непризнании заявленной стоимости товара, таможня обязана будет их рассмотреть.
Допустим, что решение принято в пользу декларанта и таможня наконец-таки соглашается с заявленной стоимостью товара. В этот раз декларант получает на руки еще один бланк корректировки стоимости, но уже с минусовой суммой. Зачем это нужно мало понятно, но, тем не менее, только после предоставления теперь уже трех документов, а именно оригинала таможенной расписки, заявления о возврате переплаченных денежных средств и этого бланка с минусовой суммой, таможня начинает процедуру возврата денег. Но это не больше чем формальность. На практике же все происходит несколько иначе. Никакого автоматического зачисления денег на счет импортера не происходит. То есть таможенные органы настолько не хотят расставаться с этими деньгами, что готовы буквально придираться к каждой запятой в предоставленных документах, только чтобы их оставить себе. Все эти рассмотрения могут затянуться на долгие месяцы, но это вовсе не означает, что нужно просто смириться и перестать настаивать на возвращении денег. Они в принципе этого только и ждут. Наоборот, при малейшем намеке на волокиту, нужно, прежде всего, обжаловать действия таможенников в вышестоящих инстанциях, а если потребуется и в суде.
То же самое нужно сделать и при решении таможенных органов о непринятии заявленной таможенной стоимости товара. Сначала обжаловать это решение в вышестоящих инстанциях, а потом на основании официального отказа возбудить дело в суде.
В заключение нужно отметить, что импортеру с самого начала нужно привыкнуть к мысли, что, занимаясь таможенным оформлением товара, нужно быть готовым к отстаиванию своей позиции (заявленной таможенной стоимости ввозимого товара) в различных инстанциях, в том числе и в судах. Но лучше всего это делать, опираясь на знание соответствующих разделов законодательства.