Все города: 8 (800) 234-50-76 Москва: +7 (495) 133-92-51

Как KPI влияет на зарплату дальнобойщиков и работу транспортных компаний

Дата: 16 сентября 2020

Ключевые показатели эффективности (KPI) активно внедряются в бизнес-процессы, повышая продуктивность компаний. Работники более активно вовлекаются в работу, когда перед ними стоят четкие задачи, а за их выполнение предусмотрены дополнительные вознаграждения.

Все больше логистических компаний начинают применять KPI для оценки работы дальнобойщиков. Но как удается достичь максимальной эффективности, что берется в расчет при разработке показателей и какую выгоду может принести такая система?

Затраты на водителей

Примерно 12% всех расходов транспортных организаций составляют выплаты водителям и налоговые отчисления. Это относительно небольшие суммы, так как большая часть расходов уходит на покупку топлива и шин, не говоря уже о регулярном техническом обслуживании автопарка.

Важно грамотно распределять бюджет, чтобы водители оставались довольны своим заработком и качественно выполняли работу. В последнее время не все дальнобойщики проявляют высокую профессиональную отдачу — эта профессия утратила былую привлекательность и стала менее популярной.

Мотивация водителей через KPI

Поэтому транспортные компании заинтересованы в предложении конкурентоспособных условий для опытных водителей. Первое, на что идут перевозчики — это повышение зарплаты. Однако высокая зарплата не всегда гарантирует качество работы.

Для того чтобы водители работали эффективнее, компании вводят систему KPI, которая позволяет рассчитывать заработную плату и премии дальнобойщиков. Обычно показатели включают такие факторы, как пройденное расстояние, расход топлива, степень износа машины, отсутствие штрафов и соблюдение сроков доставки.

Как формируется эффективный водитель?

Каждая транспортная компания разрабатывает свои уникальные KPI. В них могут входить такие показатели, как сохранность груза, соблюдение правил транспортировки, скорость оформления документов, соблюдение графика рейсов и другие критерии. Всё зависит от специфики работы и целей, поставленных руководством.

Когда у водителя есть четкие цели и мотивация в виде вознаграждения, он начинает более осознанно подходить к своей работе: контролировать расход топлива, искать более короткие маршруты, бережно относиться к технике, соблюдая правила и ведя себя аккуратно на дороге.

Например, агрессивная езда может привести к быстрому износу шин, стоимость замены которых исчисляется десятками тысяч рублей. Однако, если дальнобойщик не заинтересован в экономии, то его основная цель — завершить рейс и получить свою зарплату.

KPI: эффективное, но затратное решение

На первый взгляд, внедрение KPI выглядит как беспроигрышная стратегия. Однако, как и у любой системы, у неё есть свои недостатки. KPI подразумевает разделение заработной платы на фиксированную часть и бонусы. Водитель получает оклад за выполненный рейс и дополнительные выплаты за экономию топлива и другие показатели.

Однако обработка финансовых потоков требует дополнительных ресурсов со стороны бухгалтерии, что может увеличить затраты на оплату труда. Тем не менее, правильно выстроенная система премий значительно повышает эффективность работы водителей, что компенсирует дополнительные расходы.

По данным транспортных компаний, мотивация водителей к бережному вождению снижает расходы на топливо в среднем на 5%. Также снижается количество поломок техники, и на её ремонт уходит на 4% меньше средств.

А что ещё можно сделать?

В западных странах грузовики всё чаще оснащаются энергосберегающими шинами, которые позволяют экономить до 2,4 литра топлива на 100 км пути. Если автомобиль "обут" в такие покрышки, KPI пересматриваются с учетом этой экономии, а водители получают бонусы в размере половины стоимости сэкономленного топлива.

Такие нововведения постепенно проникают и в российские компании. Грамотное сочетание инноваций и внедрение KPI позволяет достигать ощутимых результатов. Например, при месячной выработке в 14 тысяч километров водитель может получить премию около 7-8 тысяч рублей, а перевозчик сэкономить такую же сумму.

Всё это делает транспортную компанию более привлекательной для соискателей, помогает сократить расходы на топливо и улучшить состояние автопарка. Компании, которые продолжают работать по старым принципам, не смогут успешно конкурировать в современных условиях.

Только гибкость, адаптация к новым реалиям и внедрение современных систем управления помогут транспортным компаниям стать лидерами на рынке.