Все города: 8 (800) 234-50-76 Москва: +7 (495) 133-92-51

Как KPI влияет на зарплату дальнобойщиков и работу транспортных компаний

Дата: 16 сентября 2020

Ключевые показатели эффективности активно внедряются в бизнес-процессы, делая фирму продуктивнее. Человек энергичнее включается в работу, если перед ним стоят конкретные задачи и предусмотрены «бонусы» за их выполнение.

KPI все чаще используют логистические компании для дальнобойщиков. Как достигается максимальная эффективность, что учитывается при выведении показателей, какую пользу предлагает такая система?

На выплаты водителям и налоговые отчисления уходит около 12% всех расходов транспортной организации. Это небольшие суммы, ведь предприниматель тратит больше на топливо и покрышки. Не говоря про базовое обслуживание автомобилей.

Важно правильно распределять средства, чтобы водители оставались довольны своим доходом и качественно выполняли работу. Сегодня профессиональную отдачу предлагает не каждый шофер — профессия дальнобойщика потеряла актуальность и стала не привлекательна.

Поэтому в интересах логистической компании предложить условия для бывалых водителей выгоднее конкурентов. Первое, на что идет перевозчик — поднимает зарплату. Высокая цифра наверняка привлечет потенциальных сотрудников, но как они будут работать?

Именно для решения этого вопроса транспортные организации используют KPI, рассчитывая оклад и премию дальнобойщиков. Обычно в них включают пройденное расстояние, расход топлива, износ машины, отсутствие штрафов и задержек.

Что формирует водителя?

Каждый перевозчик разрабатывает свои показатели. В них могут входить: состояние груза, соблюдение правил перевозки, скорость передачи документов, соблюдение графика и другие. Все зависит от специфики работы и задач, поставленных руководителем.

Когда у водителя есть цели и мотивация — награда, он с интересом вовлекается в трудовой процесс. Начинает контролировать расход горючего, ищет короткие пути, не «нагружает» машину, соблюдает правила и ведет себя аккуратно на дороге.

При агрессивной езде покрышки быстро приходят в негодность, цена новой достигает несколько десятков тысяч рублей. Но дальнобойщика это мало волнует — главное выполнить заказ и получить оклад.

Без KPI ни одни качественные шины или современный двигатель не помогут сэкономить, если человек привык «выжимать все соки» из техники и жечь резину.

Но привычки можно изменить, если заинтересовать в экономии. Получается взаимовыгодное сотрудничество — средства идут на премии, а не новую резину. Остальные деньги можно направить в развитие бизнеса, улучшение условий труда. От соблюдения ключевых показателей выигрывают обе стороны.

KPI: экономно, но и затратно

Не углубляясь в тонкости введения KPI, можно представить — беспроигрышное решение. К сожалению, нет ничего идеального. Система показателей подразумевает под собой разделение зарплаты на части. Вышел в рейс — получи оклад. Сэкономил топливо — забери еще сверху.

Обрабатывать большой финансовый поток вынуждены бухгалтеры, затраты на оплату труда возрастут. Но грамотная система премий ощутимо повысит продуктивность водителей — это покроет потери.

По данным транспортных компаний, мотивация к бережному и экономичному вождению сокращает расходы на бензин в среднем на 5%. Машины также ломаются реже, на ремонт уходит на 4% меньше.

Кажется это небольшие цифры, но в рамках всего оборота логистической компании — сотни тысяч рублей. Некоторые перевозчики практикуют привязку к количеству выполненных рейсов, что позволяет компенсировать нехватку опытных сотрудников.

А есть еще решения?

В западных странах грузовики массово переобуваются в энергосберегающие покрышки. В среднем они помогают сэкономить до 2,4 л на 100 км пути. Если автомобиль «обут» в такие шины, нормативы KPI снижаются на 2,4 литра. Водитель получает надбавку в размере половины от стоимости сэкономленного бензина.

Новшество постепенно приходит в российские компании. Правильное совмещение эффективных решений и нужных KPI дает положительные результаты. При месячной выработке в 14 тыс. километров, водитель получает премию около 7-8 тысяч рублей. Столько же экономит перевозчик.

Все это выводит транспортную компанию вперед, делает привлекательной для соискателей, сокращает расходы на горючее и улучшает состояние автопарка. Продолжая работать как 5 или 10 лет назад, нельзя надеяться на победу над конкурентами.

Только работа над собой, адаптация к изменениям и внедрение современных систем помогут стать лидерами на рынке автоперевозок.