Все города: 8 (800) 234-50-76 Москва: +7 (495) 133-92-51

Что такое грузооборот и его виды

Показатель грузооборота дает представление о работе предприятий, связанных с перевозкой грузов. Чем выше этот показатель, тем успешнее работает предприятие. Он относится к группе экономических показателей. Грузооборот принято измерять в тонно-километрах. Чтобы определить величину показателя следует величину перевезенного за определенный период груза (тонн) умножить на расстояние перевозки (километр). Однако на практике в качестве единицы измерения товарооборота используется суммарный тоннаж перевезенных грузов.

По величине показателя грузоперевозок судят о работе как отдельных предприятий, так и государства в целом.

Если рассматривать глобальное значение данного показателя, то он отражает объемы взаимной торговли отдельных стран, а также оценивает экономические взаимоотношения между ними. Если проявляется тенденция к росту грузооборота между странами, то это говорит о росте активности торговых отношений.

Падение грузооборота свидетельствует о том, что наступает кризисный период в отдельных районах государства. Снижение показателя грузооборота связано также и с нарушением логистики. При серьезных неполадках в транспортной системе страны мы видим резкое снижение грузооборота, а, следовательно, и падение уровня экономического развития.

Что же относительно отдельных предприятий, то грузооборот оценивается по отдельным видам .

  • Железнодорожный . Этот вид считается самым массовым, а главное, самым дешевым. В России он считается основным по объемам перевозимых грузов и уступает только трубопроводному . Он отличается регулярностью движения. Его работоспособность не зависит от времен года и погодных условий. Однако чтобы развивать этот вид , необходимы большие капиталовложения. Поэтому для увеличения грузооборота на железнодорожном транспорте, необходимо заняться модернизацией существующих железных дорог, Строительство новых магистралей даст положительные результаты только тогда, когда по выбранному направлению будут возрастать грузопотоки.
    Статистика показывает, что на железнодорожный приходится 80% от общего грузооборота страны. Этим транспортом перевозятся различные грузы на большие расстояния. Величина грузооборота в стране заметно зависит от состояния железных дорог и их разветвленности.
  • Водный транспорт. К водному виду относится как речной, так и морской . В России на внутренних линиях больше грузоперевозок приходится на речной транспорт. Однако в последнее время грузооборот на водном транспорте в России стал снижаться. Причин несколько. Рыночная экономика породила большую конкуренцию в среде грузоперевозок. Эту конкуренцию не выдержал водный , и он уступил свои позиции железнодорожным перевозкам. И еще одна причина — водный транспорт зависит от сезонности. Он не эффективен в зимнее время, когда реки замерзают. Тем не менее, на речной приходится около 10–15% от всего грузооборота страны. Морские перевозки обеспечивают порядка 5 – 7% грузоперевозок страны.
  • Автомобильный транспорт. Автомобильный наиболее мобильный. Он используется в основном при грузоперевозках на короткие расстояния и в случае необходимости перевезти срочный груз. Этим транспортом груз можно доставить прямо к офису или дому заказчика. Автомобильным транспортом грузы доставляются на станции погрузки железных дорог и на причалы водного транспорта. При перевозках на дальние расстояния это вид используется не часто, в большинстве случаев тогда, когда отсутствуют другие виды на этих направлениях.
    К недостаткам автомобильного транспорта относится то, что его применение отличается высокой капиталоемкостью и высоким потреблением энергоресурсов.
  • Воздушный транспорт. Этот вид хоть и относится к самому дорогому, но имеет и ряд преимуществ. Обычно он используется, когда груз необходимо доставить за короткое время (срочно), или если он доставляется в районы, в которых отсутствуют другие виды логистики. В России таких районов очень много, это и отдельные острова, таежные поселки, газовые и нефтяные месторождения и другие.
  • Трубопроводный транспорт. Он нашел применение только для транспортировки жидких или летучих смесей, таких как газ или нефть. В России такие магистрали протянулись на десятки тысяч километров. Основные из них созданы для транспортировки товара за пределы страны.
    Развитие этого вида транспорта напрямую зависит от развития нефтегазовой индустрии. Общая протяженность трубопроводов России составляет более 47 тыс. км. Грузооборот для этого вида транспорта зависит от производительности месторождений и ввода в строй новых магистралей.

ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?

Вы можете оставить заявку на бесплатную консультацию наших специалистов.
После получения заявки менеджер cвяжется с Вами и ответит на все интересующие Вас вопросы