Крупнотоннажные грузы — это товары, превышающие допустимые размеры, вес и нормы, в сравнении со стандартными. Они не помещаются в обычные габариты фургонов, прицепов, полуприцепов, кузовов. Это могут быть: крановые балки, турбины, строительная и военная техника, металлические, бетонные конструкции и так далее.
Перевозка тяжелых изделий имеет ряд отличий от обычных транспортировок. Варианты доставки каждого негабарита обусловлены самими грузами, их размерами, весом и предназначением. Поскольку перевозка сложная, не каждая транспортная компания возьмется за работу. Нужно приложить немало ресурсов, время и сил.
Что можно назвать негабаритом
В зависимости от используемого транспорта, крупнотоннажные грузы классифицируют:
- Автотранспорт. Длина от 20 м, ширина — от 2,55 м, высота от 4 м, масса от 20 т.
- Железнодорожный. Вес более 60 т, длина — 14, ширина — 3,25 м, высота — 5,3 м. Максимальный вес не должен превышать 500 т.
- Речной. При водных доставках, крупнотоннажными грузами считаются изделия массой свыше 1 т, шириной более 2,6 м, длиной — свыше 3 м, высотой — 2,1 м.
Какие автомобили справятся с задачей
1-я Транспортная компания занимается автомобильными перевозками, наш сайт также посвящен этой тематике. Поэтому не будем затрагивать подробно остальные виды транспорта — поговорим о грузовиках.
Перевозка крупнотоннажных грузов осуществляется любыми тягачами, способными перевозить вес от 10 до 30-40 тонн. Это серьезный вид транспорта требующий ухода, внимания, технически-исправного состояния.
Машины российских марок — КамАЗ, ЗИЛ, ГАЗ, УРАЛ и белорусский МАЗ. Зарубежные грузовики представлены марками Mercedes, Man, Scania, Daf, Iveco, Volvo, Renault, Nissan.
В качестве платформы традиционно используются полуприцепы — тралы. Весят они от 12 до 35 тонн, каждый отличается друг от друга конструкцией, в зависимости от страны производства.Про автомобильные крупнотоннажные перевозки
Перемещение нестандартных грузов по автодороге регламентируют Правила Дорожного Движения. Это связано не только с опасностью для перевозчика и других участников движения, но и со стоянкой. Запрещено:
- Движение со скоростью свыше 60 км/ч. По мосту скорость ограничивается 15 км/ч;
- Ехать при условиях плохой видимости — менее 100 м и сложных погодных условиях;
- Перевозить тяжелые изделия с неисправными креплениями;
- Продолжать движение при смещении груза из-за плохого закрепления;
- Двигаться по обочине дороги;
- Транспортировать товар, масса которого превышает нормы, установленные производителем;
- Везти изделие, с габаритами нарушающими равновесие транспорта;
- Водителю ничего не должно ограничивать обзор, груз не должен перекрывать зеркала заднего вида, светоотражатели;
- Наносить ущерб природе, издавать недопустимый уровень шума, повреждать асфальт, поднимать грязь и пыль;
- Останавливаться в местах не предназначенных для этого;
Необходимо:
- Двигаться по правой полосе как можно ближе к краю;
- При скоплении других участников движения сзади — остановиться, пропустить автомобили;
- Безопасность может гарантировать только опытный квалифицированный водитель;
- Перевозка крупнотоннажных грузов требует разрешения. Его отсутствие наказывается штрафом, изъятием груза, лишением водительских прав.
Планирование перевозки
Крупнотоннажные перевозки начинаются с грамотно составленного маршрута. К сожалению, далеко не все российские магистрали пригодны для проезда тяжелых автомобилей. Приходится планировать путь с учетом состояния дорожного полотна, скорости и плотности трафика, ширины дорог, наличия препятствий, мостов и эстакад, погодных условий, уклонов, резких поворотов, ремонтных работ и прочего.
Выбор транспорта для перевозок происходит только после утверждения маршрута логистами. Если погрузочного пространства не хватит, имущество банально не поместится. За излишнее же пространство — придется переплачивать. Что называется «за воздух».
Превышение весового и габаритного лимита чревато повреждением автомобиля и получением крупного штрафа. К вождению большегруза допускаются водители, прошедшие специальную подготовку по вождению огромных большегрузов. Обязательно наличие прав категории Е.
Массивные конструкции важно правильно разместить на прицепе, рассчитав центр тяжести. Иначе в движении груз может упасть сам или опрокинуть автомобиль. Перед погрузкой подбирается техника, способная выдержать большие нагрузки.
Оформлению документов уделяется особое внимание. Если машину остановят, а у водителя не окажется каких-то документов, груз могут изъять. Особенно это касается таможенного контроля. Не лишним будет застраховаться. Страховка в случае потери груза поможет возместить часть убытков.
Преимущества большегрузного транспорта
Логистика всех стран мира использует тягачи. На то есть ряд весомых причин:
- Оптом — дешевле: чем больше партия груза, тем дешевле доставка одной единицы товара;
- Обслуживание автомобиля в разы дешевле других транспортных средств, дешевле топливо;
- На грузовиках можно перевозить любые категории товаров, включая негабарит;
- Всевозможные модификации: автовозы, скотовозы, открытые, закрытые, рефрижераторы, фургоны, изотермы;
- Автомобили самые мобильные. Прекрасно проезжают там, где кораблям и поездам нет пути;
- Для погрузки-разгрузки не требуются вокзалы и порты, это можно сделать практически в любом месте;
- Груз следует напрямую от отправителя к получателю, минуя промежуточные пункты и терминалы.
- Недостатки большегрузов
Тягачи также имеет недостатки. Среди них можно отметить:
- Большой вес машины в совокупности с тяжелым грузом накладывает ограничение проезда по некоторым мостам, эстакадам, дорожным участкам;
- Загруженный под завязку автомобиль расходует много топлива, некоторые запчасти стоят дорого;
- За счет больших габаритов, передвигаться на большегрузе среди потока достаточно сложно. От водителя требуется отличный навык вождения;
- Грузоподъемность в некоторых случаях уступает железнодорожному транспорту.
- Этапы транспортировки
Перевозка негабарита состоит из нескольких основных этапов:
- Сбор необходимой информации о грузе;
- Подбор соответствующего транспорта и полуприцепа, исходя из особенностей товара;
- Расчет оптимального маршрута, соблюдая мосты, путепроводы, тоннели на пути;
- Предоставление собранной информации в дорожные организации;
- Погрузка и крепление груза;
- Оформление документов, получение разрешения на движение с негабаритным грузом по дорогам;
- Организация сопровождения сотрудниками полиции;
- Выполнение транспортировки груза.
- Получение разрешения
Манипуляции по перевозке тяжелых грузов производятся только после утверждения. В зависимости от вида дорог, по котором поедет автомобиль, разрешения получаются:
- При движении по федеральным трассам или пересечении субъектов РФ — обращаются в Росавтодор;
- Перевозка в пределах одного субъекта требует одобрения у исполнительных органов власти;
- Маршрут на территории населенного пункта одобряется органами местного самоуправления;
- Проезд по частной территории одобряет только собственник.
- Причины для запрета перевозки
Дорожные службы могут не одобрить рейс по причинам:
- В заявлении указаны недостоверные сведения о грузе;
- Конструкция может быть разобрана на более мелкие части;
- Выбранный маршрут не позволяет проезд тяжеловеса;
- Груз можно доставить более безопасным видом транспорта.