Все города: 8 (800) 234-50-76 Москва: +7 (495) 133-92-51

Будут новые дороги. На что пойдут деньги от «Платона»

Дата: 2 ноября 2020

15 ноября системе «Платон» исполнится пять лет. Это время прошло в жарких спорах, обсуждениях и протестах. Перевозчики разделились на два лагеря: те, кто поддерживает систему и видит в ней плюсы. И те, кто считает ее способом отобрать деньги у водителей.

На пятилетний юбилей пора подвести итоги и узнать, как поменялось отношение перевозчиков к «Платону» и куда уходят полученные за это время деньги.

А собрано немало: за платный проезд по федеральным дорогам дальнобойщики отдали 120 млрд рублей. На эти деньги можно построить и восстановить 130 мостов, 4 тысячи километров дорог. Как отмечают эксперты, «Платон» работает по назначению.

Это позволит Росавтодору до 2022 года расширить и капитально отремонтировать 44 участка федеральных трасс протяженностью 600 км в 23 регионах страны.

Запуск системы дал еще один положительный эффект: рынок автоперевозок в России стал заметно чище и прозрачнее, чему рады частные предприниматели. При этом перевозчики просят ужесточить контроль за теми, кто пытается обойти систему.

Информационная атака

Еще перед вводом «Платона» в эксплуатацию прошла волна информационных вбросов. Неизвестные пытались убедить граждан, что от системы не будет ничего хорошего, дальше — только хуже. Самым ярким фейком оказалась новость о распространении платы на гражданский транспорт.

На пятый год работы «Платон» снова подвергся информационной атаке. Прозвучали знакомые повестки о взимании платы с личных автомобилей россиян. Сообщалось, что на сайте появился раздел для регистрации легковых машин.

Пресс-служба «Платона» поспешила опровергнуть эти заявления: «Госсистема создана с соблюдением законодательства и плата взимается только с машин массой свыше 12 тонн».

— Смотрел — нет этого раздела на сайте, — сообщил автоэксперт Игорь Моржаретто, взявшийся проверять опубликованные анонимные фейки. Считается, что у новостных вбросов политическая цель перед выборами в Госдуму и попытка привлечь внимание 45 миллионов автовладельцев.

Мнение Ярослава Игнатенкова, гендиректора аналитического центра «Политген» — плату для легковых автомобилей сейчас и ближайше перспективе вводить не собираются.

— Конечно, машин становится все больше, а вместе с этим увеличиваются расходы на поддержание дорожной инфраструктуры, введение платы за проезд для легковых автомобилей грозит серьезными недовольствами. За фуры платят компании-перевозчики, а не водители, — рассуждает он.

Исправление ситуации

Представитель президента России по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов пояснил, почему он поддерживает «Платон».

По его словам, «ранее оплата за инфраструктуру была на весь транспорт, кроме автомобильного. Пока дороги были бесплатные, возили что угодно. И металл, и уголь возили по 60 тонн на фурах — и не надо платить за инфраструктуру. Это бесконечно разбивало асфальт. «Платон» как раз исправляет ситуацию».

«Хочешь много везти — вези. Но и плати соответствующе, чтобы убрать последствия. Получается: товар перевез, асфальт разбил, прибыль получил, а после?».

Сейчас к системе платы за проезд подключено 1 млн 386 тыс. грузовиков. За месяц зарегистрировалось 14,5 тыс. автомобилей. За пять лет работы выдали 2,2 млн контролирующих устройств. Перевозчики из 70 стран мира подключили к «Платону» более 330 тыс. 12-тонников.

Сергей Иванов подчеркнул, что иностранцев уравняли в правах с нашими водителями, которым нужно платить за передвижение по заграничным трассам. Всего иностранные логистические компании перечисляют около 15% от всех собранных средств.

Куда делись деньги?

По словам гендиректора «Политген» Ярослава Игнатовского, — «Платон» ввели не зря. Средств на развитие и ремонт дорожной инфраструктуры стало поступать больше». «Перевозчики отмечали завышенные тарифы и большие штрафы. В итоге ряд требований был услышан, а возмущение постепенно пропало».

На деньги собранные от «Платона» планируется привести в порядок 44 участка федеральных дорог. В течение ближайших двух лет их будут расширять, делать комфортными и безопасными. За этот же период отремонтируют 100 мостов.

«Деньги от системы идут куда нужно. На восстановление и строительство дорог, мостов», — сказал председатель МОЭС Борис Рыбак. «Например, в минувшем месяце дорожные службы отремонтировали 17 километров трассы М7 «Волга»: сделали 4 полосы и установили разделительное заграждение для встречных потоков».

«Средства расходуют целенаправленно: строят, реконструируют, ремонтируют. Это касается дорог, мостов и путепроводов. То, по чему мы ездим каждый день. Это наша скорость, безопасность и экономия», — добавил член комитета по экономической политике Совета Федерации Юрий Важенин.

Он отметил, что «Платон» лучше подобных систем в странах Европы. Информацию, куда нужно выделить средства, дают сами автомобилисты. Регулярные отчеты о проделанных работах появляются на странице dorogi.platon.ru.

Будут платить больше

Автоэксперт Игорь Моржаретто полагает, что платный проезд может выйти в региональные трассы. «Областные дороги также нуждаются в ремонте. Автомобили объезжают по ним «Платон» и существенно их разбили», — отметил он.

В первую очередь расширение коснется дорог, статус которых правительство

планирует сменить на федеральные. По сведению Минтранса, в ближайшие годы около 20 тыс. км региональных дорог сменят назначение.

Все честно

По мнению экспертов «Платон» привел к честному рынку грузоперевозок в России. Полностью теневая и нерегулируемая сфера стала более цивилизованной и прозрачной, считает Борис Рыбак.

Годовой оборот автоперевозок колеблется от 5 до 6 триллионов рублей. Запуск контролирующей системы оздоровил грузоперевозки и позволил вести честный бизнес в условиях равной конкуренции.

«Платон» сегодня — не только способ мониторинга, сбора средств и информации, но и метод конструктивного диалога между рынком и регулятором. Честные перевозчики давно ждали наведения порядка.